История возникновения проблемы гуманитаризации образования в отечественной педагогике

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЦАРЁВА С.Е.

канд. пед. наук, доц. НГПУ

История возникновения проблемы гуманитаризации

образования в отечественной педагогике

Образование человека во всей истории человечества всегда было заботой общества. Образование включает в себя овладение специфически человеческими способами передачи информации, специфически человеческими способами общения. Общественно значимым и общественно фиксированным началом образования можно считать овладение языком, грамотой, счетом. Практическое овладение языком происходит зачастую без специально организуемого воздействия взрослых, овладение грамотой и счетом — почти всегда результат такого воздействия. Так как предмет нашего исследования — образовательный процесс при обучении учащихся начальной школы математике, иначе — математическое образование, осуществляемое в процессе обучения математике в начальной школе, то, говоря об образовании, мы будем иметь в виду то образование, которое "случается" с детьми в период их обучения в начальной школе.

Мы уже говорили, что гуманитаризация образования это усиление в содержании, средствах, методах и формах процесса образования, задаваемого педагогическим процессом в начальной школе, сущностных характеристик подлинного образования. Чтобы понять, когда и как возникла проблема гуманитаризации образования, необходимо проследить историю развития образования, точнее системы школьного образования.

Целью настоящего параграфа является выявление истоков проблемы гуманитаризации образования в педагогической науке и в практике постановки образовательного процесса прежде всего в Российских школах.

По мнению В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова ( 12  , с. 252) проблема гуманитаризации возникла на излете Средневековья, когда техническое знание начало отпочковываться от культурно-философских дисциплин, для которых представление об акте технического творчества как о культовом акте... В любом тогдашнем техническом проекте ощутимо присутствовал рефлексивный компонент, обосновывающий его ценность для бога и людей и вводящий новое творение в человеческую культуру."

Действительно, до определенного времени научные и иные открытия были следствием деятельности людей, направленной скорее не на преобразование природы и мира, а на его познание, на познание "замысла божьего", на раскрытие гармонии и красоты. Вспомним хотя бы работы одного из величайших ученых — Исаака Ньютона. Не ради удовлетворения потребностей в комфорте и не ради создания машин, пожирающих и разрушающих природу, исследовал И. Ньютон мир. Как утверждают историки науки, делал он это ради доказательства величия Бога, ради доказательства гармонии и порядка, который существует в мире, потому что этот мир не случаен и человек в нем — его частица, частица гармонии, порядка и красоты. [    7   ]

По периодизации, принятой в настоящее время в западной социологии, именно "на излете Средневековья" начался индустриальный этап развития человечества, а конец ХХ века есть начало нового периода — постиндустриального или, иначе, информационного. И, если индустриальный период характеризуется как технократический, то следующий, постиндустриальный невозможен без гуманитаризации всех сфер социальной жизни.

Проследим, в какой мере в истории образования России присутствовали и реализовывались идеи гуманитаризации образования.

Идея гуманитарности обучения и воспитания возникла в Европе в эпоху Возрождения в работах и педагогических опытах  Р. Ашама, П. Верджерио, М. Веджио, Л. Бруни, М. Монтеня, Э. Роттердамского, Ф. Рабле, В.-де-Фельтре и др. [16 ]  Но это не было ее перворождением. В истории человечества был период, когда гуманитарная сущность образования не только осознавалась, но и реализовывалась в системе образования. По крайней мере, к такому выводу можно прийти познакомившись с работами и взглядами знаменитых Аристотеля, Платона, Демокрита, Плотина, Сократа и др., с системами образования древней Греции [  6, 10, 11, 13, 14 ]

В настоящее время интерес к античности неимоверно высок. В.С. Библер, идеолог "Школы диалога культур" считает погружение в греческую культуру обязательным условием подлинного образования, средством его, так как понять мир по Библеру — значит "услышать" и проявить диалоги многих и многих культур, среди которых греческая занимает одно из самых основных мест. (Библер, ред. Школа диалога культур. Кемерово: Алеф, 1992 и др.) Античность настолько необычное и важное явление культуры, что в периоды смен эпох интерес к ней закономерен: "Это общее и целостное отношение к античности, правильное или неправильное, всегда сопровождало собой всякую крупную эпоху, так как всякая эпоха старалась найти в античности для себя оправдание и опору." [   14, с.10   ]

Л.А. Ельницкий, характеризуя систему воспитания и просвещения Древней Греции, в частности, Афинскую систему, говорит что "она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического ... и физического (гимнастического) воспитания... В Греции возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека." [   6,с.289 ] C позиций нашего исследования важно отметить, что в античности содержание образования всегда было гуманитаризировано: знания не вышли тогда еще из лона философии и потому решали прежде всего вопросы человеческого бытия, человеческого сознания, человеческих отношений, к какой бы области они потом ни были отнесены.

В России древнегреческая литература, древнегреческая философия начала распространяться вместе с христианством. В школьное образование они входят лишь в начале ХVI века. Однако школа на Руси, школьная система образования, начала свой путь гораздо раньше.

Первыми социальными институтами, предназначенными для образования подрастающего поколения, на Руси были так называемые дома молодежи, где "старцы приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы, приобщали к обычаям и обрядам рода. [  1 ] С VIII века центром обучения и воспитания, а следовательно, и образования становится семья. Основными средствами образования в Древней Руси были заговоры, колыбельные песни, петушки и потешки, сказки, игрушки, загадки, скороговорки, считалки (сечки), детские заклички, игровые песни-хороводы, колядки, запуки (запреты, оберегающие птиц, животных, растения), народные приметы. Математическое образование в этот период осуществлялось в основном с помощью считалок, которые не потеряли своего образовательного значения и сегодня, а также путем обучения решению практических задач с использованием счета. Поскольку образовательный процесс в этот период был самым тесным образом связан с повседневной жизнью образующихся, был направлен главным образом на становление определенных взглядов и поведения, то, очевидно, его можно считать вполне гуманитаризированным, хотя бы по содержанию. ХI – ХIII века характеризуются распространением письменности на Руси и началом "книжного учения". С этого времени начинается и история русской школы. Одна из первых школ была открыта князем Владимиром при церкви в 988 году в Киеве. [  15   ] Существовали и семейные школы, первоначально в основном при семьях священников.

Похожие материалы

Информация о работе