Гуманитарные аспекты темы «Дроби» в современных учебниках математики для начальной школы, страница 4

Система обучения Н. Я. Виленкина и Л. Г. Петерсон. Учебники Л. Г. Петерсон. [9, 10, 11]

Учебники этого автора представляют собой комплекты большеформатных книг в мягкой обложке – по четыре книги на каждый учебный год. Учебный материал распределен по темам и по урокам. Каждая тема и каждый вопрос темы в большинстве случаев освещается следующим образом.

В начале материала урока в оранжевой рамке автор излагает определенную часть информации по заявленной теме урока, показывает или описывает способ выполнения основных заданий по теме. Затем следуют вопросы и задания, в которых требуется, опираясь на сообщенную информацию, закрепить, усвоить данные автором содержание математических понятий, способы их обозначения в устной речи и на письме, способы выполнения заданий. В некоторых случаях изложение автором нового материала предваряется заданиями, подготавливающими учащихся к его восприятию. Информация подается автором как абсолютная истина, не допускающая никаких вопросов (кроме вопросов автора учебника). Не составляет исключения и рассматриваемая тема.

Материал о дробях в учебниках Л. Г. Петерсон помещен в учебные книги для 3 класса, во вторую, третью и четвертую части. Темы соответствующих уроков: «Измерения и дроби», «Из истории дробей», «Доли», «Сравнение долей», «Нахождение доли числа», «Нахождение числа по его доле», «Дроби», «Сравнение дробей», «Нахождение части числа», «Нахождение числа по его части», «Деление и дроби», «Какую часть одно число составляет от другого?», «Сложение дробей», «Вычитание дробей», «Правильные и неправильные дроби», «Правильные и неправильные части величин», «Смешанные числа», «Выделение целой части из неправильной дроби», «Запись смешанного числа в виде неправильной дроби», «Сложение и вычитание смешанных чисел». Как видим, объём учебного материала здесь достаточно велик.

Информационный текст первого урока сообщает учащимся о  проблемах, возникающих тогда, когда при измерении длины или площади мерка не укладывается в измеряемом предмете (в учебнике: «…в измеряемой величине») целое число раз. Здесь же дано и описание решения проблемы: «Во всех подобных случаях натуральные числа позволяют указать лишь приближённое значение величины. Чтобы найти ее точное значение, надо научиться выражать числами части единицы счета или измерения (яблока, отрезка, квадрата, и т. д.). Такие числа называют дробями». [9, c. 58] Описание безаппеляционное, однозначное, не допускающее самостоятельного поиска решения поставленной проблемы. В аналогичном ключе излагается и история возникновения дробей. Но сведения, сообщенные автором, чрезвычайно интересны, многогранны. Текст написан хорошим языком и, думаю, вызывает неподдельный интерес у учащихся. Интересны и старинные задачи, помещенные в этот урок. К сожалению, материал этого урока нигде дальше не используется. Никаких вопросов для обсуждения, никаких заданий, которые могли бы соединить исторический аспект темы с сегодняшним содержанием соответствующих понятий! Однако само наличие хорошо выстроенного, интересного текста об истории возникновения дробей в учебнике математики для начальной школы – большой шаг в гуманитаризации математического образования младших школьников. Хорошо, полно и обоснованно представлена в учебнике общность дробных и натуральных чисел. Для этого используется координатная прямая, а также понятие «неправильная дробь», с помощью которого учащиеся уже в начальной школе могут узнать, что любое натуральное число может быть обозначено дробью.

Однако приходится констатировать, что стиль представления учебного материала, в том числе и гуманитарного характера, ориентирует учащихся на репродуктивное воспроизведение учащимися сведений о дробях, способов действий с дробями.  Объём сведений для запоминания и усвоения очень велик. Автор рассматривает доли и дроби как разные понятия, хотя в дальнейшем вынужден все-таки отнести числа вида ½, 1/12, и др. к дробям. Слово «доля», также как и в учебнике Н. Б. Истоминой, используется в несвойственном ему значении. Все это может помешать учителю, обучающему детей по данным учебникам, реализовать в обучении огромный гуманитарный потенциал рассматриваемой темы.

Подводя итог, можно сказать, что проблема раскрытия гуманитарного потенциала темы «Дроби» в учебниках для начальной школы еще ждет своего решения.

Библиографический список

1.  Аргинская И. И. Математика: 2 кл.:Учеб. Для трехлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 1996.

2.  Аргинская И.И.  Математика: Учеб. Для 3 кл. трехлет. Нач. шк. – М.: Просвещение,1997.

3.  Гладкий А. В. Язык, математика, лингвистика// Математика в школе. 1994. - № 1.

4.  Истомина Н.Б. Математика. 3 класс: Учебник для трехлетней начальной школы. М.: Новая школа, 1996.

5.  Мордкович А. Г. Алгебра: Учебник для 7 класса. М., 1998.

6.  Моро М. И. Бантова М. А. Математика: Учеб. для 2 кл. трехлет. нач.  шк. М.: Просвещение, 1991.

7.  Моро М. И., Бантова М. А. И др. Математика. Учеб. для 3 кл. трехлетн. нач. шк. И 4 кл. четырехлет. нач. шк. / Под ред. Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1997.

8.  Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.,1988.

9.  Петерсон Л. Г. Математика. 3 класс. Часть 2. М., 1996.

10.  Петерсон Л. Г. Математика. 3 класс. Часть 3. М., 1996.

11.   Петерсон Л. Г. Математика. № класс. Часть 4. М., 1996.

12.  Пчелко А. С., Бантова М. А., Моро М. И., Пышкало А. М. Математика. Учеб. для 3 кл. трехлет. нач. шк. М., 1987.

13.  Царева С.Е. Гуманитаризация образования как социальная и педагогическая проблема // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997.

14.  Царева С.Е. Гуманитаризация содержания образования: сущность, пути и средства реализации // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997.