Гуманитаризация содержания образования: сущность, пути и средства реализации

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

С. Е. ЦАРЕВАГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ/ Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы. – Новосибирск: Изд-во НГПУ. – 1997. – С. 48 – 58.

С. Е. ЦАРЕВА

Новосибирский госпедуниверситет

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

“Человек - это звучит гордо”. Казалось бы, именно сейчас, на исходе XX века, этот тезис можно начертать на знамени человечества. Увы, мы знаем, что это не так. Войны, болезни, преступления, неудержимая гонка, истощение природных ресурсов, в том числе человеческих, и, как результат, экологические и нравственные катастрофы, катаклизмы - это все деяния человека. Что можно этому противопоставить? На наш взгляд, только образование. Образование подрастающего поколения, обеспечивающее понимание мира, себя, понимание и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле.

Решает ли сегодня наша система образования эти задачи? Следует признать, что нет, по крайней мере, далеко не всегда.

Обучение в школе значительной частью учащихся воспринимается как обязанность выучивать множество сведений о числах, уравнениях и процентах, о правописании безударных гласных, движении материальной точки, произведениях Некрасова и Пушкина, о пестиках и тычинках и о многом-многом другом, что не имеет, по мнению ученика, никакого отношения к реальной его жизни, ее сложностям и проблемам.

И пока содержание обучения будет отчуждено от учащегося, от образовывающегося, от его сегодняшнего мироощущения и миропонимания, его насущных проблем и потребностей, пока обучающемуся не дано права творить собственное знание, система образования едва ли пойдет по пути выполнения основных социальных задач, которые председателем всемирной организации ЮНЕСКО Ф. Майором сформулированы так: система образования должна дать детям возможность

- научиться жить вместе;

- научиться работать;

- научиться получать и перерабатывать информацию;

- научиться жить счастливо[1].

Ребенок, подросток, юноша должны получить возможность учиться для жизни, а не жить для учебы. Необходимым условием решения этих задач является гуманитаризация образования.

Напомним, что гуманитаризация образования - это выявление, проявление, усиление во всех компонентах образования всего, что относится к человеку и человечеству, к их духовной культуре.

Гуманитаризация образования тесно связана с его гуманизацией, но не может быть подменена ею. “Гуманизм (от лат. “humanus” - человеческий, человечный) - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми” [1, с. 444].

Понятие гуманизма включает сферу отношений между людьми и оценку человека, причем оценку заведомо положительную. Оно неприменимо к естественнонаучному, математическому знанию, к продуктам материальной деятельности человека, тогда как понятия “гуманитарный”, “гуманитарность” охватывают и эти стороны человеческого существования.

Ядром гуманитаризации образования является гуманитаризация его содержания.

Гуманитаризация содержания образования - это включение в содержание образования, в содержание любого учебного предмета и его преподавание  человеческого  компонента для изучения, осмысления и понимания сущности изучаемого.

Традиционно под содержанием образования понимают научные знания и соответствующие им способы действий из определенной области, обозначенной названием учебного предмета. В связи с этим можно говорить о содержании математического, языкового (или филологического), литературного, естественнонаучного, исторического, философского и т. п. Образования. В содержание такого “предметного” образования обычно включают некоторый набор понятий (определений или описаний понятий), утверждений об этих понятиях, правил оперирования с ними, определенную совокупность терминов, символов и знаков, задаваемых одной из теорий соответствующей науки.

Например, в содержание учебного предмета “математика” и соответствующего математического образования включены понятия “число”, “цифра”, “арифметические действия”, “геометрическая фигура”, “многоугольник” и др., названия чисел, свойства чисел и действий, набор соответствующих знаков и способов действий с математическими объектами. В содержание учебного предмета “русский язык” и соответствующего образования включают понятия “звук”, “буква”, “слово”, “предложение”, “орфограмма”, “существительное”, “прилагательное” и др., языковые знаки (буквы, фонетические знаки, знаки выделения частей слова, знаки обозначения членов предложения и т. п.), термины, правила выявления орфограмм, правила изменения слов по падежам, правила определения типа предложения и т. п.; способы оперирования языковыми объектами.

Усилия педагогов направлены главным образом на то, чтобы учащиеся могли сказать, что такое геометрическая фигура, существительное, что такое химическая реакция или кислота и т. д., могли выполнять действия с числами, строить геометрические фигуры, распознавать род и склонение существительных, записывать формулы химических соединений и уравнения химических реакций, делать расчеты скорости по заданным характеристикам времени и пути; определять жанр литературного произведения, его основную идею и т. д.

Все перечисленное долгое время составляло единственный пласт содержания, явно задаваемый в процессе школьного обучения. Этот пласт обычно строится на основе одной из теорий соответствующей науки. Все утверждения школьных учебных предметов поэтому предстают перед учащимися как абсолютно и объективно истинные, существующие и могущие существовать вне познающего субъекта и только в том виде, в каком они представлены учителем и учебником. Эти утверждения не допускают никакой “отсебятины”, никакого своего толкования, никакого изменения[2].

Перефразируя утверждение В. В. Мадера о преподавании математики, можно сказать, что такое содержание “убаюкивает студента, а тем более школьника”. Оно “приучает бездумно принимать основные понятия, исходные допущения и методы рассуждения. Никакой критики, никаких сомнений и никаких проблем!...”

Но ведь это не так! На самом деле все здание математики, как и “всякой другой науки, построено на гипотезах, правомерность которых во многих случаях весьма проблематична” [3, с. 5 - 6].

Чтобы содержание образования было полноценным, необходимо наличие в нем еще нескольких пластов, в частности, методологического и философского. Вновь сошлемся на высказывание В. В. Мадера, отнеся его не только к области математики: любое знание в обучении “должно рассматриваться в контексте всей осмысленной и целенаправленной человеческой деятельности во всех ее многообразных аспектах” [3, с. 6].

Содержание обучения любому предмету, содержание образования будет гуманитарным, а следовательно, и личностно-значимым для обучающегося, если ученик, а вместе с ним и учитель будут рассматривать любое изучаемое понятие, свойство, способ действия, утверждение как ответ на какой-либо вопрос, как решение проблемы, как способ удовлетворения человеческих потребностей.

Похожие материалы

Информация о работе