Автоматическое управление разравнивающим брусом, страница 8

-  Используемый для контроля профиля башмак, выравнивающий стыки, должен свободно передвигаться и поворачиваться вокруг собственного шарнира или подпружиненной опоры.

-  Если автоматическая система управления включает контроль профиля поверхности с одной стороны и контроль откоса (уклона) с другой стороны асфальтоукладчика, укладываемый слой должен регулярно проверяться на соответствующий уровень покрытия. Эта регулярная проверка особенно важна на очень широких покрытиях, таких как взлетно-посадочная полоса аэродрома.

-  На большинстве дорожно-строительных объектах датчик контроля профиля поверхности должен подвешиваться на выравнивающем (тяговом) рычаге асфальтоукладчика, обычно, на расстоянии от одной трети до двух третей между тяговой точкой и разравнивающим брусом. На некоторых объектах датчик может быть расположен непосредственно перед разравнивающим брусом, но ни в коем случае сзади опорной (поворотной) точки разравнивающего бруса. Датчик, за исключением использования совместно с башмаком для выравнивания стыков, не должен располагаться на тяговой точке.                  

РАЗДЕЛ 17

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТЫКОВ

При строительстве асфальтобетонных дорог встречаются два типа стыков. К первому типу относится поперечный стык, который изготавливается в любое время, на какой бы срок ни прерывались дорожно-строительные работы, во всяком случае, от 15 минут до нескольких недель или больше. Второй тип – это продольный стык, который изготавливается при возведении дорожной асфальтовой полосы, смежной с ранее уложенной дорожной полосой. В предлагаемом разделе рассмотрена технология изготовления этих стыков.

Поперечные стыки

Временная приостановка укладки покрытий

Способ подготовки поперечного стыка зависит, в основном, от того, будет ли происходить дорожное движение по асфальтовой смеси до возобновления укладки покрытия. Если дорожное движение не будет проходить по концу покрытия, может быть выполнено вертикальное стыковое соединение, в противном случае должен быть сделан скошенный стык. В любом случае функция асфальтоукладчика практически одна и та же, но выполнение самого стыка -  разное.

Важно, чтобы асфальтоукладчик действовал обычным способом вплоть до места изготовления поперечного стыка. Другими словами, поток материала перед разравнивающим брусом должен оставаться как можно более постоянным до места и в самом месте стыка так, чтобы силы, действующие на разравнивающий брус, были постоянными, и поддерживался постоянный угол атаки разравнивающего бруса. В результате, в месте стыка будет равномерная толщина покрытия, т.е. та же толщина, что и толщина предварительно уложенной смеси.

Распространенной, хотя и нежелательной практикой является разгрузка бункера асфальтоукладчика во время изготовления стыка. Оператор асфальтоукладчика выгружает смесь из бункера, и поперечный стык выполняется в том месте, где остановился пустой асфальтоукладчик. Однако при разгрузке бункера количество смеси, подаваемой на шнеки, уменьшается до минимума. Этот процесс уменьшает поток материала перед разравнивающим брусом, вызывая снижение угла атаки разравнивающего бруса. Толщина покрытия затем постепенно уменьшается при сближении с местом стыка. Поэтому, поперечный стык получается в низкой точке на новой поверхности покрытия с образованием впадины, неудобной для дорожного движения.

Лучше всего располагать поперечный стык в том месте, где впереди разравнивающего бруса поддерживается нормальный поток материала. Однако такого рода операция требует больше работы со стороны дорожно-строительной бригады. На месте изготовлении стыка, где толщина покрытия (поток материала) постоянная, разравнивающий брус несколько приподнимается. Это приводит к значительному количеству смеси, остающейся на дороге (количеству смеси, которое было перед разравнивающим брусом). За исключением количества смеси, необходимой для формирования уклона, этот материал должен быть убран, а затем вывезен в отходы или возвращен на асфальтовый завод для последующей утилизации. Кроме того, будет необходимо отправлять в отходы и смесь, остающуюся в бункере асфальтоукладчика. Тем не менее, преимуществом этого способа является гладкий переход через стык вместо впадины.

Стыковые соединения

Для стыкового соединения (см. Фото 17-1) выполняется вручную вертикальный откос по укладываемой ширине. В эту операцию входят шуровка, навалка и последующая уборка смеси, остающейся после выбранного места стыка. Убранная смесь отправляется в отходы или возвращается на завод для утилизации. Смесь, которая остается до места стыка, не удаляется.

Уплотнение смеси на стороне перед стыком выполняется обычным способом. Однако необходимо, чтобы катки уплотняли смесь, непосредственно прилегающую к стыку. Рядом со стыком должны быть размещены сгонные доски. Толщина досок должна быть примерно равна уплотненной толщине укладываемого слоя. Кроме того, доски должны быть широкими и достаточно длинными, чтобы выдерживать полный вес катка. Каток проходит по смеси на стыке и по доскам до изменения направления укатки. Эта практика обеспечивает такую же степень уплотнения поперечного стыка, что и остальной смеси в слое покрытия.

Если доски не используются, переднее колесо катка обычно доходит до поперечного стыка, останавливаясь прямо перед ним.           

Фото 17-1 Исполнение поперечного стыкового соединения

Направление катка  затем изменяется на обратное, после чего каток уплотняет остальную часть покрытия Одно колесо катка может случайно проехать по концу слоя, по вертикальному скосу стыка. Если каток проходит по краю поперечного стыка без доски, укладываемой сзади края для выдерживания веса катков, происходит закругление края стыка. Степень закругления будет зависеть от числа проходов катка по краю стыка и толщины укладываемого слоя. В этих случаях возникают две проблемы. Во-первых, закругление края стыкового соединения препятствует подготовке надлежащего вертикального откоса при возобновлении укладки. Во-вторых, уплотнительное усилие, прилагаемое к асфальтовой смеси, смежной со стыком, обычно бывает неадекватным. Отсутствие надлежащего уплотнения, в свою очередь, приводит к высокому содержанию воздушных пустот в смеси перед стыком, а также к слабым местам и впадине на поверхности покрытия.