Материалистически понимая историю, Маркс и Энгельс решили важнейшие вопросы этики, которые были камнем преткновения для всех этических доктрин: о сущности морали, о ее происхождении и развитии, о научном критерии морали, о ее роли в жизни общества. Они создали марксистскую этику — подлинно научную теорию морали, явившуюся качественно новым этапом в истории этической мысли.
Хотя у основоположников марксизма мы не находим определения понятия морали, но там, где они употребляют это понятие, они имеют в виду исторически определенные (в классовом обществе — классовые) принципы, нормы и правила поведения людей, а также оценки этого поведения в категориях доб-ра и зла, моральные качества людей и т. д. Принципы, нормы и правила поведения, в свете которых оцениваются поступки людей, носят характер общественных (классовых) требований к поведению человека, к его поступкам по отношению к другому человеку, а также по отношению к своему или враждебному классу, к государству, родине и т. п. Вопрос об отношении личности к обществу, о сочетании личных интересов с обществен-ными всегда стоял в центре этических доктрин; он является -также главным вопросом марксистской теории морали.
Марксизм отверг идеалистические теории морали, согласно которым моральные принципы стоят над историей и выводятся из внеисторического источника — бога, абсолютной идеи, аб-страктного самосознания и т. д. На деле люди всегда черпали свои моральные взгляды из своих реальных отношений, с изменением которых изменялись и моральные взгляды, представления о добре и зле. Эти представления, по словам Энгельса, «так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому».
Марксизм показал, что мораль, наряду с другими формами общественного сознания — политической и правовой идеологией, философией, религией, искусством и т. д.— входит в идеологическую надстройку над экономическим базисом общества. В классовом обществе мораль носит классовый характер. Она либо оправдывает господствующую форму собственности (мораль господствующего класса), либо выражает интересы угнетенного класса, его возмущение экономическим и политическим гнетом. В современном капиталистическом обществе, писал Энгельс, проповедуется мораль трех типов: феодальная, унаследованная от прошлого, буржуазная, господствующая в современном обществе, и пролетарская мораль — мораль будущего.
«Но если каждый из трех классов современного общества, феодальная аристократия, буржуазия и пролетариат, имеет свою особую мораль, то мы можем сделать отсюда лишь тот вывод, что люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т. е.
из экономических отношений, в которых происходят производство и обмен».
Из этого не следует, что этические взгляды, нормы морали Маркс и Энгельс непосредственно выводили из экономических этношений, из экономических условий существования классов. Связь морали с экономическими отношениями обычно бывает очень сложной, в особенности в современном обществе. В раз-витии морали, как и в развитии других форм общественного сознания, имеет место относительная самостоятельность. Это значит, что новые классы не создают свои этические воззрения на «чистом месте», а часто заимствуют моральные воззрения от прежних эпох и видоизменяют их, отбрасывая то, что им не нужно, и сохраняя то, что соответствует новым экономическим отношениям, положению данного класса в обществе.
Если новые экономические отношения имеют существенные общие черты со старыми, то определенные моральные нормы могут сохраняться, приспособляться к новым условиям. Так, Энгельс писал, что с тех пор как развивалась частная собственность на движимые вещи, должна была стать общей для всех обществ, в которых эта собственность существовала, моральная заповедь: «Не укради». Вместе с тем он показал, что эта заповедь отнюдь не является вечной, так как в обществе, в котором будут устранены всякие мотивы к краже, моральная заповедь «не укради» будет излишней.
Основоположники марксизма видели, что в развитии мора-ли большое значение имеет сила привычки, сила традиций, бла-годаря которой, в обществе (у определенных классов) долгое время сохраняются определенные моральные взгляды, нормы, оценки и т. д., сохраняются даже тогда, когда уже исчезли или существенно изменились условия, их породившие. Они видели также, что на мораль большое влияние оказывают политика, религия, философия, искусство и т. д., равно как и сами эти формы общественного сознания испытывают на себе влияние определенной морали. Все это означает, что экономическое раз-витие не прямо и непосредственно, а, как правило, лишь в конечном счете определяет мораль, определяет то направление, в котором видоизменяются или преобразуются моральные взгляды людей, их нормы поведения, оценки и т. д.
Но если моральные взгляды людей, нормы и оценки зависят прямо или опосредовано от экономических отношений, то можно ли говорить о моральных ценностях или истинах, имею щих общечеловеческое значение? Марксизм показал, что «в морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем наблюдается прогресс» , что в морали передовых классов, в их этических системах, выражавших в той или иной мере интересы народных масс, боровшихся против эксплуатации и гнета, имелось положительное содержание, которое не исчезло, а развивалось новыми передовыми общественными силами. Рабочий класс наследует лучшие моральные ценности человечества, все положительные приобретения передовой этической мысли прошлого и развивает их на основе принципов своей классовой морали.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.