Выявление факторов инновационного развития проектного дела в строительстве

Страницы работы

Содержание работы

УДК 65.012.12:[658.512:518.3+658.531]

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ДЕЛА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Г.Г. Грибанов, Р.А. Стяпин

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Данная работа является фрагментом научно-исследовательской работы «Индивидуализация нормирования и разработка, основанных на нем, методов автоматизированного календарного планирования проектных работ в строительстве» [1 и др.], которая в свою очередь является составной частью общего научного направления «Развитие теоретических основ и методов организации и управления проектными и строительными работами» [2, 3 и др.].

Представляемая работа является продолжением студенческой работы Д.В. Кудрявцева, выигравшей Грант СПбГАСУ в 2006 году и участвовавшей в конкурсе Эврика-2007, материалы которого были опубликованы в [4, 5].

Намечается продолжение исследований по представленной на конкурс работе, в том числе в рамках кандидатской диссертации «Структурно-функциональная диагностика организации управления проектными работами в строительстве», и практическое внедрение в виде рекомендаций по повышению эффективности организации проектных и строительных работ, а также стандартов деятельности саморегулируемых организаций в области строительного проектирования.

Работа номинируется также на участие в программе «УМНИК».

Применение инновационных разработок направлено на повышение эффективности проектных работ – повышение качества проектов и их экономической эффективности, а также сокращение сроков проектирования.

При постановке задачи исследования были выделены подсистемы, обеспечивающие научную, образовательную, нормативно-правовую, информационную и организационно-техническую поддержку проектных работ в строительстве. Поиск факторов инновационного развития проектного дела осуществлялся в рамках предложенной классификационной схемы.

Поиск в научной подсистеме состоял в том, чтобы выяснить инновационные возможности проектных работ:

Ø методологическое обеспечение;

Ø нелинейные модели для решения конструкторских, организационно-технологических и управленческих задач;

Ø комплексное решение задач теоретического исследования работы конструкций за пределами линейных деформаций с одновременным компьютерным моделированием и постановкой крупномасштабных и мелкомасштабных экспериментов;

Ø применение моделей и методов теории расписаний, теории графов, теории исследования операций в технико-экономическом и организационно-управленческом моделировании.

Все перечисленные факторы достаточно быстро находят применение в компьютерных и телекоммуникационных технологиях и практически ежегодно меняют характер проектных работ. В проектных работах содержательная их часть достаточно быстро трансформируется и переходит в формальные рутинные операции, когда проектировщик может терять суть физических процессов, протекающих в реальных объектах для которых составляется проект. В свою очередь это приводит к необходимости освоения большого числа формальных процедур и снижению понимания работы конструкций в реальных условиях.

В целом научное обеспечение проектных работ определяет все нововведения применяемые в проектировании.

Особенно быстро появляются и должны отслеживаться и внедряться в проектном деле инновационные разработки в области новых материалов, техники и технологий, автоматизированных систем управления проектной и строительной деятельностью, а также средства программной, компьютерной и телекоммуникационной поддержки научных исследований, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Столь быстрые изменения в практике строительного проектирования требуют нового подхода к образовательной деятельности, к подготовке специалистов, способных к быстрому постоянному переобучению, освоению новых знаний и областей профессиональной деятельности.

При переходе на двухуровневую модель образования следовало бы интенсивнее внедрять методы обучения, способствующие умению обучаемых обращаться с инновационными подходами к решению возникающих перед ними научных, проектных и производственных задач. Этому могут способствовать:

Ø повышение уровня технической, программной, компьютерной и телекоммуникационной оснащенности ВУЗов;

Ø активное включение в учебный процесс реальных проектных работ, выполняемых в интерактивном режиме, с обучением навыкам синергетического взаимодействия проектировщиков;

Ø создание совместных организационных структур кафедр строительных ВУЗов с проектными и научно-исследовательскими организациями;

Ø индивидуализация процесса переподготовки и повышения квалификации проектного персонала;

В подсистеме нормативно-правового обеспечения проектных работ можно выделить следующие факторы инновационного развития этих работ:

Ø передача государством части своих функций по лицензированию, контролю и надзору за деятельностью проектных организаций в ведение саморегулируемых организаций [6, 7], что дает возможность повысить качество нормативно-правового обеспечения проектных работ, за счет того что саморегулируемые организации должны создавать свою систему стандартов, в том числе адаптировать к современным условиям постоянных инновационных изменений нормативную литературу (СНиП, ГОСТ и т.д.);

Похожие материалы

Информация о работе