Из практики прикладной цветопсихологии. Человек и цвет. Графическое изображение информации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  1. Наложение контрастирующих текстур вместо их взаимного усиления - наложение текстур.
  2. Композиционное разобщение элементов формы - разобщение.

НЕПРЕРЫВНОЕ пространство объемно по своей природе, в нем форма воспринимается непрерывно протяженной внутрь от плоскости рисунка, создавая иллюзию пространственной массы. Рис.19. Непрерывная пространственная организацияОбъемная форма видится, таким образом, как бы сквозь стеклянную панель, а не на ней. Для достижения этого эффекта применяются следующие приемы (Рис.19):

  1. Светотени, т.е. имитация различной освещенности разных участков формы - светотени.
  2. Ассоциации нарисованных форм с реальными и использование известных из опыта размерных отношений для выявления расстояний между ними - ассоциация расстояния.
  3. Разделение форм по относительной удаленности путем использования разных оттенков цвета (контраста). Более светлая форма отступает в направлении удаленного светлого фона - контраст.
  4. Различия в фокусировке, т.е. в резкости; размытые края изображения отодвигают форму вглубь - разная резкость.
  5. Наложение более близких форм на более далекие - наложение.
  6. Уменьшение проработки текстуры поверхности у объектов, отступающих в глубину - размытость текстуры.

Наиболее выразительная передача объемности достигается сочетанием и взаимодействием различных из указанных выше приемов, если это оказывается возможным. Если плоская форма зависит от особенностей страницы, на которой она изображена, то объемная форма определяется природой зрительного образа. Продолжение следует


Вернуться к оглавлениюНа следующую страницу


Объемная форма является более сложной, чем плоская, потому что она должна передать трехмерные пространственные свойства на двумерной поверхности. При этом учитывается механизм создания зрительного образа реальности в глазу. Человеческий глаз интерпретирует реальные объекты в виде плоских изображений на сетчатке (перевернутых, но мысленно коректируемых так, что их воспринимаемое положение сооветствует реальному), в которых видимые размеры объектов изменяются в прямой зависимости от их расстояния от глаза. Объемная перспектива построена на этом принципе. При конструировании фигуры в перспективе ее ориентация относительно плоскости рисунка может быть параллельной, угловой или наклонной. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ перспектива (Рис. 20а) (или перспектива с одной точкой схода) - такая, в которой два измерения объемной фигуры (фронтальная плоскость) параллельны плоскости рисунка, третье же измерение направлено к фокальной точке, которая в данном случае выполняет функцию точки схода (ТС). Как правило, параллельная перспектива лучше всего выявляет лицевую сторону формы, расположенной на уровне глаз, подчеркивая параллельность объекта плоскости рисунка. Рис.20. Конструирование фигуры в перспективе: а) параллельная б) угловая в) наклоннаяПараллельная перспектива полезна также для изображения внутренних объектов, потому что она обеспечивает максимальное обозрение внутренних поверхностей. Также как и параллельная угловая перспектива (или перспектива с двумя точками схода) - такая, в которой два измерения объемной фигуры находятся под углом к плоскости рисунка и только третье (вертикальное измерение) остается параллельным ей. Как правило, угловая перспектива подчеркивает объемность, или скульптурный аспект, объекта. НАКЛОННАЯ перспектива - такая, в которой все три измерения фигуры находятся под углом к плоскости рисунка. Вся фигура располагается значительно выше или ниже линии горизонта. Наклонная перспектива (или перспектива с тремя точками схода) выполняет скульптурный аспект объекта и подчеркивает вместе с тем удаление объекта в глубину по отношению к уровню глаз. Эта перспектива наиболее трудная из всех трех, и к счастью

Похожие материалы

Информация о работе