Закон сквозного прохода энергии, страница 3

Если  одно  откажет,  то  будет  работать  второе,  и  двигатель  не заглохнет!" "Прекрасная мысль!" - ответил авиатор.

На  следующий  день  полеты  прошли нормально.  Все  машины  были оборудованы двумя магнето. А  Микулин получил право бесплатно летать в качестве пассажира  и вдобавок получал премию 10  рублей за каждый вылет  самолетов. Это  было  первое изобретение  в авиации  будущего моторостроителя академика Микулина.

Стоит  заметить,  что  и сегодня  практически  все  ответственные системы в самолетах дублируются.

В  радиомастерскую, выпускающую  радиолампы для  войсковых радиостанций,  был назначен  выпускник инженерного  училища Бонч-Бруевич.

Лампы, которые выпускала мастерская, работали недолго: из-за плохого вакуума они быстро перегорали. Михаил Александрович нашел оригинальное  решение: делать  лампы с  двумя  нитями накаливания  и с  двумя цоколями -  верхним и  нижним. Когда  перегорала первая  нить, лампу переворачивали, и  включалась вторая  нить. Ресурс  лампы увеличился вдвое. Эту двухнитьевую лампу ее создатели почему-то назвали "бабушкой". Таких "бабушек" было выпущено несколько тысяч штук.

Двигатель внутреннего сгорания вначале был одноцилиндровым, затем двухцилиндровым.  Позже  появились  модели  двигателей  с  четырьмя, восьмью и даже 24-я цилиндрами.

Такая  же история,  но несколько  раньше, произошла  с ружьями  сначала одноствольные, потом двухствольные и даже шестиствольные.

В 20-х годах нашего столетия самолеты, имея маломощные двигатели, развивались, увеличивая  количество крыльев. Был построен  и испытан самолет-триплан.  В  некоторых  странах он  применялся  как  военный самолет-истребитель. Очень  высокую по  тем временам скорость  - 164

км/ч  - развивал  построенный у  нас в  стране четырехплан,  но этот самолет не получил распространения, т.к. был труден в управлении.

Общее в вышеприведенных  примерах - то, что  при развитии техники мы  везде можем  проследить движение  от моносистемы  к сдвоенной  и далее к полисистеме.

Рассмотрим  первый шаг  -  переход к  бисистемам.  Что это  дает?

Во-первых, повышается  надежность системы,  причем система  при этом принципиально не меняется.

например, двухмоторный  самолет имеет  больше шансов  долететь до цели, чем одномоторный, т.к. выход  из строя одного двигателя уже не влечет  за  собой  выход  из  строя  всей  системы.  Во-вторых,  при бисистеме появляется  новое качество, которое не  было присуще моносистеме.

Двухмоторный самолет обладает большей маневренностью, чем одномоторный. Регулируя обороты двигателя,  можно более уверенно совершать в  воздухе повороты,  точнее выдерживать  курс по  прямой линии  при боковом ветре, а также облегчить рулежку самолета на аэродроме.

Одноцилиндровый двигатель внутреннего  сгорания для уравновешивания своей работы требует  маховик большой массы. Двухцилиндровый уже уравновешивал  сам себя,  и маховик  резко уменьшился.  В результате удельная  мощность двигателя  на единицу  массы возросла.  Интересно отметить, что и  природа в поисках путей  повышения надежности особо важные  части  организма  предусмотрела  тоже в  виде  бисистемы:  у человека два  легких, две почки, два  уха, два глаза и  т.д. Процесс перехода моносистемы в бисистему неизбежен, если к системе повышаются требования.

А дальше?  Что происходит, если и  бисистема перестает удовлетворять  возрастающие потребности?  Идет следующий  эволюционный шаг  переход к полисистемам.

Вспомните комбинированный  велосипедный ключ  - это  уже полисистема, в нем еще более  заметно снижение расхода металла и уменьшение габаритов в сравнении с группой отдельных ключей.

Переход к  полисистемам знаменует собой эволюционный  этап развития,  при котором  приобретение новых  качеств происходит  только за счет количественных показателей. Расширенные организационные возможности  расположения однотипных  элементов в  пространстве и  времени позволяют полнее  использовать их  возможности и  ресурсы окружающей среды.