Рабочая программа по дисциплине «Экономика и организация издательской деятельности»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: “Математика”, “Статистика”, “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Налоги и налогообложение”.

1.2.  Цель преподаваемой дисциплины

Цель преподавания дисциплины «Организация и планирование издательской деятельности» - изучение особенностей организации и экономики книгоиздательской деятельности в современных условиях.

1.3.  Задачи преподаваемой дисциплины

Задачи дисциплины – изучение правовых и экономических аспектов функционирования издательств и издающих организаций, технологии подготовки изданий к воспроизведению на полиграфических предприятиях, взаимоотношений издательств с другими участниками издательско-полиграфического комплекса: авторами, поставщиками материалов, полиграфическими и книготорговыми предприятиями, а также изучение порядка формирования расходов на производство и реализацию издательской продукции.

1.4.  Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные нормативно-законодательные акты РФ, регламентирующие издательскую деятельность;

-  порядок оформления взаимоотношений с автором;

-  порядок подготовки рукописи и издательского оригинала;

уметь:

- использовать методику расчета основных параметров редакционно-издательского процесса;

- использовать методические основы расчёта эффективности инвестиций для принятия решений в области внедрения новой техники и технологии;

- использовать учетную информацию для расчета экономических показателей деятельности издательства и принятия решений по управлению им.


2. Содержание дисциплины

2.1. Выписка из государственного образовательного стандарта

«Экономика и организация издательской деятельности»

ДС.01.02. Основные организационные и экономические принципы издательского дела. Управление издательским делом; организация работы издательства, особенности внутренней структуры издательств и издающих организаций. Экономические аспекты редакционно-издательского процесса и основные направления его совершенствования. Рентабельность издательства. Тематическое и оперативно-календарное планирование. Взаимоотношения издательства, полиграфических и книготорговых предприятий. Издательская себестоимость, пути её снижения. Ценообразование в издательском деле. 150 ч.

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

Наименование и содержание тем

Объем выделяемого времени, час.

Введение. Предмет и задачи курса.
Место дисциплины в учебном плане и взаимосвязь её с другими дисциплинами. Методологический подход к изучению данной дисциплины в рамках подготовки экономистов-менеджеров.

5

Тема 1. Организация издательской деятельности.

Особенности издательской деятельности и издательской продукции. Основные этапы развития издательского дела. Классификация издательской продукции.

Вхождение книгоиздания в структуру рыночной экономики. Развитие издательского дела в РФ: современные характеристики и перспективы.

Законодательная база по организации издательской деятельности (Закон РФ “О средствах массовой информации” и другие). Порядок учреждения и государственной регистрации издательств. Особенности издания СМИ.

Количественные параметры издания.

12

Тема 2. Отраслевая структура книгоиздания.

Место и роль издательств в выпуске печатной продукции. Организационно-правовые формы издательской деятельности. Управление издательской деятельностью и издательством. Основные отделы издательства. Функции основных отделов и специалистов.

Структура, межотраслевые и внутренние связи книгоиздания. Формы организации издательской деятельности. Классификация издательств.

12

Тема 3. Взаимоотношения издательств с авторами.

Западные концепции авторского права. Ситуация с авторскими правами в России. Предпосылки к принятию закона “Об авторском праве и смежных правах”. Нововведения в области охраны авторских прав в положениях действующего законодательства: Главы 69 и 70 Раздела VII ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Основные положения авторского права. Объекты и сфера действия авторских прав. “Моральные” и “экономические” права автора. Срок действия авторского права. Понятие и типы авторских договоров. Ответственность за нарушение авторскихправ.

12

Тема 4. Организация редакционно-издательского процесса.

Сущность, назначение и содержание редакционно-издательского процесса.

Работа издательств с авторами. Выбор авторов для заключения с ними договора заказа. Требования к авторским текстовым оригиналам и оригиналам иллюстраций. Организация приема, оценки и одобрения авторских оригиналов.

Редакционная работа с оригиналами, принятыми к изданию. Подготовка издательских оригиналов. Виды издательских оригиналов. Факторы, влияющие на экономическую эффективность редакционно-издательского процесса.

Прохождение изданий в производстве. Корректурный обмен. Организация издательской работы с корректурными оттисками. Виды корректуры: верстка и сверка. Влияние корректуры на скорость прохождения изданий в производстве и на длительность производственного процесса выпуска издания.

Пути сокращения сроков выпуска изданий в свет.

Организация управления качеством издательской продукции. Понятие, значение и показатели качества издательской продукции. Оценка качества изданий по содержанию; показатели качества выполнения редакционно-издательского процесса: качество редактирования, качество выполнения корректур; оценка качества полиграфического воспроизведения изданий.

Стандартизация выпуска издательской продукции. Виды стандартов. Влияние соблюдения требований стандартов на качество выпускаемой издательской продукции.

14

Тема 5. Планирование и прогнозирование издательской деятельности.

Роль и принципы планирования в условиях рыночной экономики

Похожие материалы

Информация о работе