Принципы и формы организации труда портовых рабочих, страница 2

Рабочие подразделяются на занятых непосредственно в технологическом процессе и обеспечивающих выполнение технологического процесса. Возможно подразделение по другим признакам.

Наиболее мелким является разделение труда по выполнению технологически неделимой части операции, которое является одновременно технологической границей разделения труда, так как оно не может быть безграничным. В связи с этим можно говорить о границах целесообразного деления труда в экономическом аспекте, где критерием является увеличение трудоемкости или продолжительности цикла операции, процесса.

В физиологическом аспекте этим критерием является повышенная утомляемость, вызываемая монотонностью  выполняемых трудовых движений, увеличенной нагрузкой на одни и те же части тела и органы человека, и, как следствие, падение производительности труда.

Снижение содержательности, привлекательности труда характеризует социальную границу разделения труда.

Тарификация работ, разработка тарифно-квалификационных характеристик представляют основу правильного разделения труда, установления разрядов (классов квалификации) рабочих, должностей служащих.

Разделение и кооперация труда взаимообусловлены в коллективном производстве, когда по определению К. Маркса: «...много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства».

Благодаря кооперации труда обеспечиваются непрерывность производственного процесса в целом и выпуск готовой продукции, создаются возможности сокращения времени производственного цикла при помощи одновременного выполнения отдельных работ.

Формы кооперации труда различны и зависят от взаимного влияния технологических, функциональных, организационных связей.

В производственном процессе, состоящем из ряда последовательно выполняемых операций, технологические связи наиболее тесны, и они определяют целесообразность укрепления их с помощью необходимых организационных мероприятий, образования постоянных структурных подразделений, например постоянных комплексных бригад.

Функциональные связи, менее тесные. чем технологические, лежат в основе образования  функциональных служб, отделов, а также производственных подразделений порта (перегрузочный комплекс, портофлот, автохозяйство и т. п.).

При наличии тесных технологических связей образование первичных структурных подразделений создает условия для необходимой сработанности и взаимозаменяемости работников.

В общем виде формы внутрипроизводственного разделения труда варьируют от узкой до широкой специализации, а формы кооперации труда - от оперативных, временных объединений для выполнения разового задания до постоянных структурных подразделений. Целесообразность той или иной формы разделения и кооперации труда определяется достигаемым эффектом, заключающимся в экономии живого труда и в достижении всестороннего совершенствования трудящихся.

Рабочие, занятые в перегрузочных процессах, в зависимости от участия в создании продукции порта подразделяются на основных и вспомогательных. Основными считаются портовые рабочие, которые в соответствии с технологическим процессом перегрузки груза непосредственно и постоянно выполняют основные производственные функции с предметом труда (грузом). Вспомогательными считаются все остальные рабочие, выполняющие производственные функции по обслуживанию основного производства и по удовлетворению внутрипроизводственных нужд порта, способствуя тем самым созданию основными рабочими продукции порта. В этой категории рабочих наибольшую долю занимают рабочие, занятые техническим обслуживанием перегрузочной техники.

В 1960 г. в морских портах началось внедрение принципиально нового, не имеющего прецедента в отечественной и зарубежной практике, комплексного решения вопросов разделения, кооперации, нормирования и оплаты труда рабочих, занятых в перегрузочных процессах, предусматривающее:

широкое совмещение  профессий, обеспечивающеевзаимозаменяемостьрабочих в разнообразных технологических процессах. Новой профессии рабочего широкого профиля присвоено название докера-механизатора;

объединение докеров-механизаторов в комплексные бригады, представляющие первичные структурные производственные подразделения в системе порта, обеспечивающие производство всех видов работ по перегрузке грузов;

установление единой меры труда для комплексной бригады докеров-механизаторов, т. е. комплексной нормы выработки, выражающей конечный результат совокупного труда докеров-механизаторов при перегрузке грузов, обработке транспортных средств;

неограниченную сдельную оплату труда по единым для всех докеров-механизаторов комплексной бригады часовым тарифным ставкам, премирование за выполнение, перевыполнение комплексных норм, досрочную обработку судов, вагонов, а также ежемесячную доплату за присвоенный класс квалификации докерам-механизаторам III, II,I классов.

Достигнуто соответствие между коллективным характером труда рабочих в технологическом процессе перегрузки груза и формой организации, нормирования и оплатыих труда.