Организация производственных перегрузочных комплексов, страница 2

Сменно-суточный план работы ППК конкретизирует объем всех видов работ (судовые, вагонные, автотранспортные, складские), определяет трудовое, техническое и материальное их обеспечение и выполнение с соблюдением (экономией) установленных нормативов.

При недостатке собственных ресурсов ППК решает вопрос о соответствующей взаимопомощи с главной диспетчерской порта или непосредственно с другим ППК. Избыточные ресурсы, как правило, используются на вне-портовых работах.

Сменный диспетчер (старший в смену) ППК осуществляет оперативное руководство работой всех подразделений ППК, обеспечивающих выполнение сменно-суточного плана, ТПГОС по всем судам; регистрирует в диспетчерском журнале полученные управленческие решения и ответы на них;

отчитывается о выполнении сменно-суточного плана сменному старшему диспетчеру порта, начальнику ППК или его заместителю по эксплуатации;

контактирует с другими производственными подразделениями порта, со смежными организациями непосредственно, через сменного диспетчера порта.

Закрепление за ППК определенного контингента   докеров-механизаторов, состоящих в одной сквозной укрупненной комплексной бригаде (УКБ) или в нескольких сменных УКБ, имеет большое значение при формировании трудового коллектива ППК, так как создает условия для необходимой сработанности коллектива, которые служат предпосылкой для более эффективного его функционирования в условиях внутрипортового хозрасчета, коллективного и арендного подряда.

Проблемой является правильное определение состава причалов, входядих в ППК, и оптимальной численности докеров-механизаторов, которая должна обеспечивать освоение соответствующего объема, структуры грузопереработки и вместе с тем полную или близкую к ней занятость докеров-механизаторов непосредственно на работах, планируемых для данного ППК.

Определяющим фактором является производственный ритм работы причалов ППК, который: а) при обработке судна носит дискретный характер, когда периоды обработки судов чередуются с интервалами между ними; б) при обработке вагонов непрерывен во времени, когда суточные объемы грузовых работ незначительно отличаются от среднесуточного.

Поэтому в период обработки судна и вагонов требуется больше рабочих, чем в периоды отсутствия судов под обработкой и обработка только вагонов.

Это обстоятельство, а также возможность загрузки рабочих на данном ППК в период некоторого снижения деловой активности оказывают влияние на компоновку ППК для одновременной обработки 2—4 судов и требуемую численность сквозной укрупненной комплексной бригады, обеспечивающую обработку судов и вагонов с нормативной интенсивностью.

Вариант компоновки причалов ППК по показателю наилучшего использования трудовых ресурсов докеров-механизаторов на данном ППК определяется из сопоставления трудозатрат на производство судовых, вагонных, автотранспортных, складских грузовых работ к общему ресурсу сквозной укрупненной комплексной бригады, характеризуемого максимальным значением коэффициента занятости на данном ППК:

;         (11.11)

где ес ежесуточное число рабочих, занятых на судовых грузовых работах, чел.; tc — период обработки судна, сут; nc число обработанных судов за период Т; евежесуточное количество рабочих, занятых на вагонных, автотранспортных и складских грузовых работах, чел.; Е—явочная численность сквозной укрупненной комплексной бригады, чел.; Т—рассматриваемый период, сут.

Недостаточным для формирования ППК является его значение меньшее 0,6—0,65, при грузопереработке до 30% меньшей пропускной способности ППК. Вместе с тем в деятельности порта маневрирование трудовыми ресурсами неизбежно и сообразуется с производственной ситуацией на отдельных ППК, поэтому не следует преувеличивать значение этого показателя.

Для лучшего использования ППК нужна соответствующая группировка грузопотоков и специализация каждого ППК по приоритетной группе грузопотоков.

В такой постановке организационно-технологические варианты (ОТВ) данной задачи охватывают допустимые сочетания:

грузопотоков (i=l, 2, ..., m) в группах J=1, 2, ..., М;

причалов j=1, 2, ..., п) в укрупненных ППК J=1,2, ..., N;

складов (γ=1, 2, ..., с) в группах Г=1, 2, ..., G, взаимодействующих с причалами ППК.

Каждый   организационно-технический вариант характеризуется затратами ограниченных ресурсов бюджета времени причалов ППК tJjГ , полезной площадью взаимодействующих складов fJjг , комплексными расходами по ППК и на стоянку флота SJjГ , связанными с освоением группы грузопотоков на ППК. Использование ППК ограничивает суммарный бюджет времени объединяемых причалов , суммарная площадь группы взаимодействующих с причалами складов .

Комплексные расходы по расстановочному варианту

,           (11.12)

где Qi, QJ  — масса i-гo грузопотока, масса J-й группы грузопотоков, т;  — средняя интенсивность обработки расчетного по J-му грузопотоку судна на J-м ППК, т/судо-сут; rkJj расходы на содержание ППК; rJ — расходы на содержание расчетного судна, р./судо-сут; kожJj — показатель влияния простоя судна в очереди; kпрi — доля прямого варианта перегрузки груза; Sвп iJГ — расходы на внутрипортовое перемещение груза, р./т.

Если принять в качестве параметра управления булевую переменную, то математическую модель задачи можно представить в виде:

целевой функции, учитывающей комплексные расходы по порту и на стоянку флота, включая простой судов в очереди;

системы ограничений, накладывающей условия обязательного освоения грузопотоков при использовании причалов ППК в пределах планового бюджета времени, взаимодействующих с причалами складов по наличию полезной площади, и ориентированного участия каждого причала, склада в перегрузочном процессе.

Экономический эффект от внедрения рекомендуемой структуры и специализации ППК определяет разность комплексных расходов на освоение планового грузооборота порта в оптимальном и базовом (практикуемом) вариантах решения задачи. При этом за базовый принимается вариант распределения грузопотоков между причалами, складами ППК по аналогии с практикой предпланового периода.