Нравственное воспитание детей раннего возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Игра – школа нравственного поведения детей раннего возраста

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намерено ведет себя так, как это требует роль.

В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения.

Воспитывающие значения игры проявляются в полной мере, когда руководит ею взрослый [8 cтр. 86].

Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, определение меры вмешательства в игру; требуется видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не сорятся ли, проявляют ли товарищество, вежливость, умет ли поддерживать общий замысел, как разрешают спорные случаи т.д. [10 cтр. 86].

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка. Такие сюжеты, как “Поликлиника”, “Школа”, “Космонавты”, “Строители”, своим содержанием развивают нравственные отношения играющих, обязывают их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направленно на то, что они знают недостаточно.

Маленькие дети и старшие дошкольники играют по – разному, поэтому и руководство их играми различное. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, он не всегда умеет обращаться с игрушкой. Значит, ему надо подсказать, во что и как играть, принять участие в игре.

Руководство игрой маленького ребенка начинается с обучения его действиям с игрушками, а затем и проигрывание несложных сюжетов: мама кормит дочку, укладывает спать, гуляет с ней и т.п. При этом можно сказать: “Мама добрая, заботливая, ласковая” – и этим побудить малыша к соответствующим проявлениям чувств и действий.

Взрослый следит за тем, чтобы малыш соблюдал определенные правила: бережно обращался с игрушками, делился ими, умел играть рядом со сверстниками, не обижал их, не разрушал постройку, не бросался песком. С этого заражается чувство общительности, умение устанавливать в совместной игре доброжелательные отношения.

Играя рядом, случается, малыши отнимают друг у друга игрушки. Если ребенок часто отнимает игрушки у других, следует обратить на это внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Поэтому можно учить его, например, предоставив ему возможность играть с другими детьми постарше, которые умеют постоять за себя [10 cтр. 88].

В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию. Но детские игры по прежнему нуждаются в направляющей линии. Усложняются и игровые сюжеты, и взаимоотношения играющих. От детей требуются умение договориться с партнерами о содержании и о ходе игры, распределить роли, подобрать игрушки

Похожие материалы

Информация о работе