Теория экономического анализа: Учебное пособие (Шаги экономического анализа. Экономический анализ бизнес-идеи. Портрет профессионала)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО


КУРСК


АНАЛИЗА


Учебник рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее профессиональное образование в Региональном финансово-экономическом институте.

Теория экономического анализа. - Курск: типография РФЭИ. - 48 с. Идентификатор публикации: RF-E-137-10-01.

Подготовлено научно-редакционным коллективом Регионального финансово-экономического института: Руководитель проекта                                              Шарова Н.Е.

Выпускающий редактор                                            Шарова Н.Е.

Научный редактор                                                    Рыжинская Н.В.

Корректор                                                                Гальцова Т.В.

Верстка                                                                    Зубкова А.И.

Дизайн обложки                                                        Хроменкова Е.Ю.

ВЫ МОЖЕТЕ

приобрести печатную версию курса, заполнив заявку на сайте http://elearning.rfei.ru/wps/portal/books; оставить свои замечания и предложения по данному курсу на сайте http://elearning.rfei.ru/feedback или сообщить их нашему ответственному сотруднику по телефону в г. Курске 8-(4712)-36-09-36.

http://elearning.rfei.ru


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 4

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ..................................................................................................... 5

Глава 1.1. Введение в теорию экономического анализа.............................................................................................. 5

Глава 1.2. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками................................................................... 10

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................................................................................................ 12

РАЗДЕЛ 3. АЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ..................................................................................................... 16

РАЗДЕЛ 4. ШАГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.......................................................................................................... 22

глава 3.1. анализ выручки............................................................................................................................................ 22

Глава 3.2. Анализ затрат................................................................................................................................................. 25

глава 3.3. оценка интеллектуального капитала....................................................................................................... 34

Глава 3.4. Цепочка ценности......................................................................................................................................... 35

глава 3.5. система сбалансированных показателей эффективности.................................................................. 36

РАЗДЕЛ 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ИДЕИ............................................................................................... 39

Глава4.1. Зарождение идеи........................................................................................................................................... 39

Глава4.2. Анализ идеи.................................................................................................................................................... 39

Глава4.3. Анализ конкуренции...................................................................................................................................... 40

Глава4.4. Если ва山а идея оказалась неудачной........................................................................................................ 41

Глава4.5. Если ва山а идея готова к реализации......................................................................................................... 41

РАЗДЕЛ 6. ПОРТРЕТ ПРОФЕССИОНАЛА........................................................................................................................ 42

Глава 6.1. Экономист: работа по расчету.................................................................................................................... 42

Глава 6.2. Портрет бухгалтера....................................................................................................................................... 43

Глава 6.3. Портрет финансового менеджера.............................................................................................................. 43

Глава 6.4. Портрет экономиста..................................................................................................................................... 44


Любая организация - это живой организм. Для того чтобы этот организм процветал и благополучно функционировал, необходимо постоянно проверять его состояние здоровья. На экономическом «языке», состояние здоровья фирмы называется финансовым состоянием. Важнейшим инструментом определения финансового состояния организации является экономический анализ.

Понятие экономического анализа весьма сложное и многогранное. Именно поэтому государственным образовательным стандартом предусмотрен целый цикл, посвященный изучению экономического анализа. Этот цикл состоит из взаимосвязанных                    дисциплин: «Теория экономического анализа», «Анализ финансовой отчетности», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности». Настоящий профессионал, занимающийся бухучетом, менеджментом или маркетингом, должен знать в совершенстве эти курсы.

Более того, профессиональное овладение этими курсами поможет многим из вас трудоустроиться на должность финансового директора преуспевающего предприятия, если только вы этого захотите. Сегодня профессиональных специалистов в этой области имеется очень и очень мало. Дело в том, что практически в каждом ВУЗе эти предметы сделали настолько трудными и неинтересными, что студенты стараются о них забыть, как о кошмарном сне, сразу после сдачи экзаменов. Мы же постараемся сделать наши курсы не только полезными, но и интересным, а также легкими для усвоения.

Изучая любую их трех дисциплин, вы не просто будете изучать экономический анализ, вы будете его делать самым реальным образом по нашим заданиям и под нашим управлением. Вы должны научиться делать финансовый анализ для любого предприятия с такой же легкостью, с какой умножаете одно число на другое. Мы твердо придерживаемся мнения, что именно эти три дисциплины открывают дверь к большим деньгам, и мы постараемся убедить вас в этом. Бухучет - это детская игра. Экономический анализ - это уже большие деньги. Бухучет нужно учить очень хорошо не для того, чтобы его потом вести, иначе вы всю жизнь будете получать зарплату бухгалтера; а для того, чтобы потом иметь возможность заняться финансовым анализом и финансовым менеджментом, которые открывают путь к настоящему богатству.

Сейчас перед вами «Теория экономического анализа». Этот курс должен стать для вас своеобразным букварем. Из него вы узнаете о буквах и буквосочетаниях, выучите язык, который применяют финансовые аналитики и финансовые менеджеры. Одним словом вы познакомитесь с экономическим анализом.

Мы абсолютно уверены, что каждый из вас, читающих сейчас этот курс, способен достичь успеха в постижении теории экономического анализа. Для этого вы должны быть положительно настроены, стремиться к получению новых знаний и не бояться учиться, как вы не боитесь смотреть кинофильмы, писать стихи и рассказывать анекдоты.


Желаем удачи в обучении!


4


•И


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ


Глава 1.1. Введение в теорию экономического анализа

Начинать изучение нового языка следует, конечно, с первой буквы. Первой буквой новой дисциплины является ее название, а название предмета должно заключать в себе его содержание и в общих чертах давать представление о том, что он собой представляет. Если не иметь подобного представления, то приступать к изучению новой дисциплины у вас не будет абсолютно никакого желания. Неизвестность обычно отпугивает от себя людей и не вызывает у них уверенности в своих силах.

Это подтверждает следующий случай: в одном учебном заведении в числе других экономических профессий проводился первый набор по специальности «Финансовый менеджмент». Ректорат вуза ожидал, что на новую специальность будет очень большой конкурс. Однако за первые пять дней работы приемной комиссии на финансовый менеджмент было подано только два заявления. Тогда решили выяснить, в чем дело, и стали задавать всем абитуриентам и их родителям вопрос: почему вы выбрали именно эту (экономику, бухучет, маркетинг), а не другую специальность? Почти каждый отвечал примерно следующее: я бы с удовольствием пошел (пошла) на финансовый менеджмент, если бы кто-нибудь мне доходчиво объяснил, что это такое.

Поэтому, чтобы вы сразу стали расположены к изучению теории экономического анализа, давайте разберемся, что она собой представляет.

Мы заметили, что, как правило, при произнесении словосочетания «экономический анализ» людям сразу же представляется какая-то рутина, связанная с большим количеством цифр, формул и вычислений. Да, от цифр и формул в экономическом анализе никуда не деться, их действительно там немало. Согласны, что это, действительно, вещи для многих малоприятные. Но таких малоприятных вещей в жизни очень много, и с ними надо как-то справляться. Вспомните, что говорил бывший президент фирмы «Сирс»: «Когда тебе достается лимон, сделай из него лимонад». Нам не удастся полностью избежать в курсе формул и вычислений, но давайте вместе с вами попытаемся не просто проглотить этот кислый лимон, зажмурив глаза, а сделаем из него вкусный лимонад и доставим себе удовольствие, получая знания. Но насколько кислыми или сладкими будут эти знания, в некоторой степени зависит и от вас, ведь у каждого свой вкус. Со своей же стороны мы обещаем не заставлять вас заучивать наизусть сухие непонятные формулы. С каждой формулой, которая нам будет попадаться в процессе обучения, мы будем очень хорошо разбираться, мы будем раскладывать ее на составные части и исследовать каждую часть в отдельности, чтобы понять, почему формула состоит именно из этих частей, а не из каких-то других. Поняв эту причину, вам уже и не понадобится зазубривать вид формулы, поскольку, зная смысл каждой ее части, вы просто не можете сложить их в каком-то ином порядке ― у вас получится ерунда.

Теперь конкретно о смысле и содержании предмета.

Как вы могли заметить, в основе названия данной дисциплины лежит слово «анализ». Оно имеет греческие корни. В дословном переводе оно означает «разложение, разделение». На сегодняшний день существует масса разнообразных толкований данного понятия. Однако все они сводятся к тому, что анализ - это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на мысленном расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ является фундаментом всей практической и научной деятельности человека. Аналитические методы столь распространены в науке, что зачастую под словом «анализ» понимают любое исследование вообще, как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Анализ является составной частью любого научно-практического исследования и обычно образует его первую стадию, когда исследователь переходит от простого описания нерасчлененного явления к изучению его строения.

С научной точки зрения, анализ 一 это выделение сущности процесса или явления путем изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ 一 процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объекта или явления на части. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ сочетается в практической и познавательной деятельности.

Анализ бывает химическим, физическим, статическим, структурированным, математическим



Подпись:


и т. д. Нас как экономистов интересует экономический анализ.

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления.

История экономического анализа уходит в глубь веков. Его родоначальником считается француз Жак Савари (1622 - 1690 гг.). Он длительное время занимался торговлей и изучал процессы, которые влияют на успех или неудачу торгового дела. В ходе такого изучения Савари заложил основы науки об управлении предприятием. Немного позже из этой науки был выделен экономический анализ. Он стал существовать как самостоятельное направление.

В Россию экономический анализ пришел в Петровскую эпоху. В то время его основная роль сводилась к усилению контроля за сохранностью собственности и увеличению доходов казны. Первой книгой, в которой употребляется понятие «экономический анализ», считается книга А.Я. Усачева «Экономический анализ баланса». Впервые ее опубликовали в 1926 году. Интересно отметить, что через четыре года после выхода этой книги в свет, курс экономического анализа был введен в программы ВУЗов СССР.

Теперь от истории перейдем к настоящему времени. Сегодня экономический анализ является неотъемлемой частью процесса управления страной, регионом, предприятием, частным бизнесом. Он, во-первых, позволяет определять экономическое состояние хозяйственной деятельности на всех уровнях от государства до небольшой фирмы, а во-вторых, он помогает принимать оптимальные управленческие решения.

Заметим, что знание экономического анализа необходимо каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, давать рекомендации по их принятию или испытывать на себе их последствия. Так, например, знание экономического анализа никогда не будет лишним менеджеру, бухгалтеру, финансисту, аудитору. Наоборот, будет весьма странным, если любой из этих специалистов не разбирается в экономическом анализе.


Экономический анализ


Макроэкономический анализ

(исследование финансово-экономических процессов на уровне управления государством, отраслью, регионом)

Микроэкономический анализ

(исследование деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (организаций) и их подразделений)


Анализ хозяйственной деятельности организации


Финансовый анализ

(ориентирован на внутренних и внешних пользователей )

Управленческий анализ

(ориентирован исключительно на внутренних пользователей)





Здесь самое время сказать, что экономический анализ делится на макроэкономический и микроэкономический анализ (Рисунок

Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей. Что же касается микроэкономического анализа, то он изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования (организаций, предприятий, фирм). Микроэкономический анализ обычно называют анализом хозяйственной деятельности1.

Анализ хозяйственной деятельности - это способ изучения экономических явлений и процессов, происходящих в хозяйственной деятельности определенного предприятия.

Важно заметить, что знание анализа хозяйственной деятельности необходимо специалисту любого профиля. Ведь без аналитического мышления невозможно решить ни одной задачи. Для обоснования управленческого решения и грамотного экономического расчета специалист должен обладать определенными навыками, которые ему дает знание экономического анализа.

Как видно на рисунке 1.1., анализ хозяйственной деятельности бывает финансовым и управленческим. Финансовый анализ ориентирован на изучение финансовой стороны организации, а управленческий - производственной стороны. Эти виды анализа необходимы для принятия оптимальных управленческих решений и улучшения эффективности работы предприятия. Более подробно о них вы узнаете из следующих курсов.

Сейчас давайте поговорим о важном понятии, существующим в экономическом анализе - это предмет экономического анализа. Что это такое? Для того чтобы это понять, вспомните дисциплины, которые вы проходили в школе, например, биологию, химию, информатику. Что они изучают? Биология изучает жизнь, ее формы и закономерности развития. Химия - химические и физические превращения. Информатика - информацию, способы ее получения, передачи и обработки с помощью средств вычислительной техники. Все, что изучает каждая из наук, называется предметом ее изучения.

Предметом изучения экономического анализа на микроуровне является хозяйственная деятельность организации.

Во многих научных изданиях «анализ хозяйственной деятельности» заменяют аббревиатурой АХД.

Поясним, что хозяйственной деятельностью принято называть деятельность, направленную на достижение основной цели создания организации. Целью создания организации может быть, например, получение прибыли, помощь детям, охрана окружающей среды и т.п.

Хозяйственная деятельность сопровождается определенными событиями, происходящими в жизни организации, такими как заключение сделок, покупка сырья, производство продукции и др. Такие события называются фактами хозяйственной деятельности.

Все факты хозяйственной деятельности организации фиксируются в первичных документах. На основании первичных документов делаются соответствующие бухгалтерские проводки в бухгалтерском учете. Завершающим этапом отражения фактов хозяйственной деятельность является составление бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основным информационным источником экономического анализа принято считать бухгалтерскую финансовую отчетность. При необходимости аналитик может изучить также договора организации, вторичную и первичную документацию.

Существует такое высказывание, что то, что случается в первый раз - случайность, второй -совпадение, а третий - закономерность. Для того чтобы избежать случайности, которая может присутствовать в отчетности за один год работы организации, а также совпадения, которое может содержаться в отчетности за второй год, экономический анализ принимает во внимание три отчетных года. Именно этот принцип позволяет наиболее достоверно судить о хозяйственной деятельности организации.

Анализ данных финансовой отчетности, охватывающей три последовательно идущих друг за другом отчетных года позволяет проследить изменение финансовых показателей, выявить недостатки хозяйственной деятельности, определить положительные и отрицательные стороны финансового состояния организации.

Хозяйственная деятельность предприятий осуществляется в условиях рыночной экономики. Основными принципами рыночной экономики являются:

•  многообразие    форм    собственности и преобладание частной собственности;

•  наличие рынков труда, капиталов, товаров и услуг;

•  достаточная экономическая и юридическая



Подпись:


самостоятельность, свобода предпринимательства в рамках законодательства и условий налогообложения;

•  личный интерес как главный мотив поведения, самоокупаемость и рентабельность коммерческих организаций,'

•  свободная конкуренция и свободное ценообразование;

•  устойчивая финансово-денежная система при допущении небольшой инфляции (до 3-5% годовых);

•  ограниченная роль государства в экономике, сводящаяся к регламентации правил экономического поведения субъектов хозяйствования и обеспечению охраны правил   рыночной   игры,   т.е. принципов

рыночной экономики.

В рыночных условиях предприятие «плавает» самостоятельно в хаотичном, иногда бурном море свободной конкуренции. Основой хозяйственной деятельности предприятия являются финансы, бухгалтерский учет и анализ, финансовый контроль, особенно в форме аудита.

Коммерческая организация (предприятие) - это организация хозяйственной деятельности (коммерческого дела) с целью получения прибыли. По О. Бальзаку, «жизнь - это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, чтобы всюду оставаться в выгодном положении». Эти слова верно характеризуют жизнь коммерческого предприятия, где единственным средством «слежения», характеристики экономики предприятия является ведение счетов (вот почему бухгалтерию называют «языком бизнеса»). Средством «изучения» жизнедеятельности предприятия является анализ, позволяющий принимать наиболее рациональные решения в хаосе изменяющихся событий.

Как было сказано ранее, основным информационным источником экономического анализа на микроуровне является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Поэтому ключевой формой экономического анализа является анализ бухгалтерской отчетности.

Целью анализа финансовой отчетности является оценка прошлой деятельности по данным отчета и положения на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т.е. прогноз дальнейшего развития предприятия. Для достижения данной цели международными стандартами рекомендуются три основных этапа в ходе анализа.

Первый этап состоит в выборе похода к анализу, конкретизирующего цель анализа. Возможны такие подходы, как:

1)  сравнение данных предприятия (фирмы) с нормативами. За нормативы принимаются средние показатели по всей мировой рыночной экономике (например, средняя норма прибыли или рентабельности), средние показатели по стране, по отрасли, а также показатели своего бизнес-плана. Такой подход позволяет оценить уровень развития предприятия (достижения рентабельности активов выше среднего уровня говорит о прогрессивности коммерческого дела и, наоборот, низкий уровень рентабельности - путь к банкротству);

2)  сравнение данных фирмы во времени. Такое сравнение говорит о развитии фирмы в динамике, позволяет осуществить прогноз будущего потенциала, что очень важно для оценки стоимости фирмы;

3)  сравнение данных фирмы с данными фирм-конкурентов, оценка ее конкурентоспособности. Такой анализ жизненно важен для фирмы, ибо требует достижения сопоставимости показателей разных фирм из-за разной учетной политики и других условий.

Второй этап посвящен оценке качества информации вообще и особенно информации о доходах и прибыли. Анализ «качества» прибыли -специальный раздел финансового анализа: чистая прибыль - «сердцевина» всех финансовых показателей, но насколько она показательна?

Третий этап - сам анализ. Основные приемы (методы в широком смысле), рекомендуемые международными стандартами анализа финансовой отчетности, сводятся к следующим:

•  чтение отчетности и анализ абсолютных показателей;

•  горизонтальный анализ, т.е. рассмотрение показателей в динамике, как правило, за три года или на начало и конец отчетного периода;

•  вертикальный, т.е. структурный, анализ. Например, итог баланса принимается за 100% и определяется удельный вес основных групп актива (основного и оборотного капитала) или пассива (собственного и заемного капитала);

•  трендовый анализ - сравнение каждой позиции               отчетности               с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя (позиции), очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов.  С  помощью тренда



Подпись:


(например, средний темп прироста продукции) формируются возможные значения показателей в будущем, т.е. ведется перспективный, прогнозный анализ;

•  анализ финансовых коэффициентов, т.е. расчет относительных показателей по данным отчетности (например, коэффициенты рентабельности активов, продукции, рыночной устойчивости, ликвидности, платежеспособности и т. д.), которые в целом характеризуют финансовое состояние предприятия.

Перечисленные основные приемы анализа финансовой отчетности конкретизируются в огромном арсенале методов, которые разработаны наукой экономического анализа и широко применяются для решения разнообразных задач хозяйственного управления.

Давайте остановимся на последнем методе и поговорим о финансовых показателях, которые позволяют получить информацию о финансовом состоянии предприятия.

На сегодняшний день разработано множество различных показателей, открыты сотни методик экономического анализа. Однако, большинство из них существует исключительно на страницах вузовских учебников, поскольку адаптировать их под условия реальной организации просто невозможно. Тем не менее, существуют экономические показатели, которые неизменно служат финансовыми аналитиками при диагностике здоровья фирмы. К таким показателям относятся:

•  ликвидность и платежеспособность;

•  рентабельность;

•  финансовая устойчивость;

•  деловая активность.

Вкратце поясним назначение каждого показателя.

Первым показателем является показатель ликвидности и платежеспособности.

Ликвидность - это способность ценностей превращаться в деньги (наиболее ликвидные активы). Уровень ликвидности активов характеризуется суммой денежных средств, которую можно получить от их продажи, и временем, которое для этого необходимо. Что касается платежеспособности, то она отражает способность организации платить по своим обязательствам. Платежеспособность характеризуется степенью ликвидности оборотных активов организации.

Организация может быть ликвидной в большей или меньшей степени, поскольку в состав ее текущих активов входят различные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые активы для погашения внешней краткосрочной задолженности.

Оценка ликвидности бухгалтерского баланса производится посредством расчета коэффициентов ликвидности, отражающих способность компании оплачивать свои ежедневные затраты и выполнять краткосрочные обязательства в полном объеме и в срок, а именно:

•  коэффициента абсолютной ликвидности;

•  коэффициента промежуточного покрытия;

•  коэффициента текущей ликвидности.

С помощью этих коэффициентов можно ответить на вопрос: способна ли данная организация вовремя выполнить свои краткосрочные финансовые обязательства. Это касается наиболее ликвидной части имущества организации и ее обязательств с наименьшим сроком оплаты. Данные финансовые коэффициенты рассчитываются на основе соответствующих статей бухгалтерского баланса (форма N 1). Именно поэтому правильность формирования показателей бухгалтерского баланса, участвующих в расчетах таких коэффициентов, имеет большое значение при анализе ликвидности организации.

Вышеперечисленные коэффициенты раскрывают характер отношения между оборотными активами и краткосрочными обязательствами (текущими пассивами). Все три коэффициента ликвидности различаются между собой составом ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств компании.

Оценка структуры бухгалтерского баланса организации с точки зрения ее ликвидности позволяет руководству организации понять, насколько организация соответствует ожиданиям кредиторов, потенциальных инвесторов и какие у нее возможности по привлечению финансирования.

Следующим показателем в нашем списке является рентабельность. Рентабельность - прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Рассчитывается рентабельность просто - это отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Основным источником анализа является Форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Общая формула расчета рентабельности: R = П х V,

где П - прибыль организации;

V - показатель, по отно山ению к которому рассчитывается рентабельность.

Существует метод, который позволяет ответить на некоторые очень важные вопросы, связанные с положением дел в организации. Например, насколько независима фирма с финансовой точки зрения, и является ли ее финансовое положение стабильным. Это  -  анализ  финансовой  устойчивости. Он



Подпись:


показывает, насколько компания платежеспособна по отношению к поставщикам, а также госбюджету.

Финансовую устойчивость можно сравнить с корневой системой дерева. Если корни у дерева толстые и прочные - дерево устойчиво стоит и ему не страшны ни дождь, ни ветер. Если же корневая система у дерева весьма плохая - дерево может упасть и засохнуть. Точно также обстоят дела и с финансовой устойчивостью.

Финансовая устойчивость фирмы строится на оптимальном соотношении между отдельными видами активов (оборотными, внеоборотными) и источниками их финансирования - собственными или привлеченными.

Вообще, говоря, научным языком, финансовая устойчивость - это характеристика стабильности финансового положения организации, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств.

Отметим, что понятие «финансовая устойчивость» подразумевает такое состояние финансовых ресурсов и их использование, которое обеспечивает развитие фирмы при сохранении ее платежеспособности и кредитоспособности.

Последним показателем является деловая активность организации.

Деловая активность показывает скорость превращения вложенных средств в активы организации в реальные деньги. Деловая активность часто именуется в научной литературе как оборачиваемость средств. Действительно, деловая активность позволяет увидеть, какой оборот проходит имущество (активы, запасы, капитал) за отчетный период. Вполне понятно, чем больше оборотов совершено за период, тем лучше. Ведь каждый оборот не просто возвращает вложенные деньги, он приносит с собой прибыль.

Более подробно об экономических показателях мы будем говорить в курсе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности». А пока продолжим знакомиться с теорией экономического анализа.

Глава 1.2. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

Экономический анализ взаимосвязан со многими науками как общественными, экономическими, так и естественными, техническими. Эти связи с обособлением анализа не только не сужаются, а, наоборот, становятся еще более многочисленными, что обусловлено в первую очередь местом анализа в системе экономических    наук,    его методологическим характером и той ролью, которую он выполняет в системе управления.

В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, необходимо выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В то же время экономический анализ определенным образом содействует развитию экономической теории. Проводимые аналитические исследования позволяют накапливать сведения о проявлении тех или иных экономических закономерностей. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.

Связь анализа с бухгалтерским учетом имеет двойственный характер. С одной стороны, данные бухгалтерского учета являются главной информационной базой экономического анализа. Экономический                    анализ хозяйственной деятельности организации является логическим продолжением бухгалтерского учета, поскольку контрольная функция бухгалтерского учета не может быть реализована в полной мере без анализа его данных. С другой стороны, между анализом и бухгалтерским учетом существует и обратная связь. Анализ способствует совершенствованию учета путем повышения его аналитичности. Требования анализа учитываются при разработке системы показателей деятельности, счетных планов, форм отчетности и первичных документов, а также при автоматизации бухгалтерского учета.

Тесная взаимосвязь существует между анализом и статистикой. Данные статистического учета, так же как и бухгалтерского учета, служат информационной базой экономического анализа. В свою очередь, проведение аналитических расчетов и построение аналитических таблиц требуют использования статистической методологии - теории группировок, выборочных наблюдений, средних и относительных показателей, индексов, приемов построения таблиц и графиков и т. д.

Экономический анализ теснейшим образом связан с аудитом. Общим для них является информационная база и часть используемых методов. Аудит, помимо контроля, призван реализовывать функцию анализа. В настоящее время анализ стал органической частью аудиторской деятельности. Во всех странах мира, в том числе и в



Подпись:


России, наблюдается расширение и углубление аналитических процедур при предоставлении разных аудиторских услуг внешними аудиторами, а также при проведении внутреннего аудита.

Существует тесная взаимосвязь между анализом и маркетингом. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением не возможны без анализа влияния на экономику предприятия внешних и внутренних факторов, анализа состояния рынков, анализа конкурентной обстановки, анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики, анализа конечных финансовых результатов. В то же время результаты маркетинговых исследований обогащают информационную базу анализа. Анализ использует результаты маркетинговых исследований для разработки оптимальных управленческих решений.

Среди наук неэкономического направления нужно выделить математические и технологические. Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики, возникновения математического программирования. В свою очередь использование в аналитических исследованиях математических методов   существенно   повысило   их значимость.

Анализ стал более глубоким, обоснованным. С помощью этих методов анализ может проводиться более оперативно, использовать больше информации и охватывать большее количество объектов.

Невозможно анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время необходимо отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Примером является использование методики функционально-стоимостного анализа.

Рассмотрение взаимосвязи анализа с другими науками показывает, что анализ сформировался в качестве самостоятельной науки в результате интеграции элементов ряда наук, которая была объективно необходима для изучения весьма сложного его предмета. В то же время использование аналитических методов в других науках способствовало их качественному росту и развитию.



Подпись:


РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


Методикой экономического анализа называют совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации о работе предприятий.

Методику                 экономического анализа подразделяют на общую и частную. Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства. Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства. Степень конкретизации частных методик может быть различной.

Общая методика экономического анализа содержит три составляющих элемента:

1)  способы обработки экономической информации;

2)  рабочие этапы экономического анализа,3)      последовательность полного, комплексного экономического анализа или подбор тем и вопросов для локального анализа.

Важнейшими способами обработки экономической информации, применяемыми при анализе экономики, являются сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование и др.

Сводка и группировка - важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности и т.д.

Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложения цифровых характеристик изучаемых явлений и процессов. Данные в таблице располагаются так, чтобы легко было сделать вывод из анализа.

Абсолютные и относительные величины. С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т. д. Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных   показателей,    один    из которых принимается за единицу, называется коэффиц^иентом. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина принимается неза1,а за 100. Относительные величины иногда выражаются в промилле, когда базисная величина принимается за 1 000. В каждом отдельном случае надо выбрать такую форму относительной величины, которая бы выразила интересующее нас соотношение с наибольшей наглядностью.

Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Способы расчета средней величины различны.

Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности. Степень колеблемости признака необходимо изучать, чтобы получить более полное представление об изучаемом объекте.

Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются разные уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень. Простейшей мерой колеблемости является размах вариации - расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом. Для более точного отражения степени колеблемости используют также среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста.

Темп роста дает характеристику степени изменения уровня продажи продукции от одного года к другому. Для получения общей характеристики темпа изменения уровня продукции за весь период исчисляют средний темп. Характеристикой среднего темпа служит средняя геометрическая из темпов. Для расчета среднего темпа роста и прироста динамического ряда применяется логарифмирование.

Индексы - относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов,    непосредственно   не поддающихся



Подпись:


суммированию. Так, большинство предприятий изготавливает разнородную продукцию, которую невозможно суммировать. Нельзя складывать число автобусов, грузовых автомобилей, велосипедов, выпускаемых автомобильным заводом. Однако общим для всех их является то, что они есть продукты труда, имеют стоимость. Значит, количество автобусов, грузовиков и велосипедов можно складывать, используя трудовые измерители или рубли. Но как трудовые измерители, так и цены непостоянны. Если сравнить, например, продукцию предприятия за два года, то разница в показателе будет результатом изменения как количества продуктов, так и цен на эти продукты.

С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества продуктов и отдельно цен на продукцию.

Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного годов оценивается в одинаковых постоянных ценах (обычно в ценах базисного года). И наоборот, для определения изменения цен за эти годы продукция одного года (обычно отчетного) оценивается в ценах старых и новых.

С помощью индексов сравнивают не только данные двух периодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индексы базисные и цепные. Примером цепных индексов может быть таблица о темпах роста продажи продукции, где изделия каждого года сравниваются в сопоставимых ценах с продукцией предшествующего года. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за 100, а все последующие показатели выражают в процентах (или коэффициентах) к базисной величине.

Метод цепных подстановок. Индексный метод широко применяется для анализа роли отдельных факторов. Обычно экономический показатель можно разложить на ряд слагающих его факторов или показателей. Например, объем продукции есть результат умножения таких факторов, как часовая выработка, продолжительность рабочего дня, число дней, отработанных каждым рабочим, число рабочих. Если все факторы плановые, то в результате будет плановый объем продукции. Если все факторы фактические, то в результате получится фактический объем продукции. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивают с прежним. Например, если все факторы в формуле плановые, а среднюю часовую выработку возьмем фактическую, то полученный в итоге такой замены результат будет отличаться от планового объема продукции. Разница вновь полученного итога и планового объема есть результат влияния изменения часовой выработки.

Метод цепных подстановок достаточно глубоко разработан в теории экономического анализа и широко применяется на практике. Отметим, что этот метод применим лишь в тех случаях, когда зависимость между факторами имеет строго функциональный характер.

Элиминирование. В экономическом анализе используются обобщающие показатели хозяйственной деятельности, на которые влияют различные факторы - как основные, так и побочные, внешние. Метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них, называется элиминированием. Оно осуществляется различными приемами, в том числе и способом цепных подстановок.

Детализация. Методом анализа является детализация или последовательное расчленение изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет на основе знания экономической теории упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Детализацию можно проводить по различным признакам. Так, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции (деталь, узел, изделие, сравнимая продукция, вся продукция), по факторам формирования затрат в сфере производства и сфере обращения (производство, снабжение, сбыт), по факторам формирования, например в сфере производства (конструкция, техника и технология, организация производства и труда), и т. д. Особую ценность для экономического анализа представляет детализация показателей по их формированию и учету.

Балансовые увязки (метод). В экономическом анализе используются различные балансовые сопоставления и увязки. Например, сопоставляется товарный баланс для определения суммы реализации товарной продукции и анализа влияния различных факторов на эту продукцию. Сопоставляется баланс влияния различных факторов на итоговые показатели хозяйственной деятельности.

Особенностью бухгалтерского баланса является то, что он содержит сведения о капитале в двух


Подпись:

МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


разрезах: по размещению и назначению (актив баланса) и по источникам образования этих средств (пассив баланса). Например, производственные запасы в активе рассматриваются по их видам. В пассиве же эти запасы исследуются по источникам формирования: собственные средства, кредиты банков и пр. Рассматривать сопряженные статьи баланса можно в виде шахматной таблицы, где в подлежащем указываются запасы, а в сказуемом - источники их образования. Такое сопоставление даст ответ о правильности использования оборотных средств в форме производственных запасов или в других формах.

Отметим, что в экономическом анализе полезно использовать многие методы бухгалтерского учета и составления отчетности, например метод двойной записи, калькуляции себестоимости отдельных изделий, нормативный метод, метод отклонений и т. п.

Выборочное и сплошное наблюдение. Проведение сплошных и выборочных наблюдений широко применяется в экономическом анализе работы предприятия. Примером сплошных наблюдений в изучении экономики могут быть полные инвентаризации основных средств, складских запасов материалов и т. д. Выборочными наблюдениями являются проводимые на предприятиях «фотографии» рабочего дня, работы оборудования, смотры резервов в производстве и т. п. В данном случае объектом наблюдения являются не все рабочие места, не все станки, а лишь часть их. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю совокупность изучаемых явлений. Например, по выборочным «фотографиям» рабочего дня судят об использовании рабочего времени в цехе, на заводе.

Сравнения - важнейший метод экономического анализа. Это - прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. В широком смысле слова сравнение присуще каждому экономическому расчету. Мы же рассматриваем сравнение как аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Перечислим основные виды сравнений:

• сравнение отчетных показателей с плановыми - сравнение позволяет выявить причины невыполнения плановых заданий по отдельным показателям и наметить мероприятия для улучшения работы предприятия в дальнейшем;

•  сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов -такое сравнение показывает темпы роста производства, динамику показателей, тенденцию развития предприятия;

•  межхозяйственные сравнения - сравнение показателей предприятия с показателями других предприятий позволяет вскрыть многие резервы, перенять передовой опыт. Межхозяйственные сравнения конкурентов получили в экономическом анализе широкое распространение и практически выделились в самостоятельный вид анализа - так называемый межхозяйственный сравнительный анализ. В условиях рыночной экономики сравнительный анализ работы предприятий-конкурентов является объективной необходимостью для повышения эффективности и выживаемости в конкурентной борьбе. Сравнение можно проводить не только по родственным предприятиям. Финансовые коэффициенты, взятые во всеобщей денежной оценке, позволяют найти общий знаменатель для сравнения качества работы предприятий разных отраслей;

•  сравнение со среднеотраслевыми данными -позволяет определить, соответствуют ли индивидуальные затраты на данном предприятии общественно необходимым, определить организационно-технический уровень предприятия и место, занимаемое им в ряду других предприятий данной отрасли;

•  сравнение показателей предприятия со средними показателям и рыночной экономики, в основном в форме финансовых коэффициентов.

Использование приема сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте в отдельных случаях, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий, различий в методике расчета показателей и т. д. Перечисленные виды сравнения являются основными, но при изучении экономики существует много других видов сравнений.

Графический метод. В экономическом анализе графики являются не только средством иллюстрации   хозяйственных   процессов,   но и


методом изучения экономики, который, однако, слабо разработан. Значение графического метода в анализе повышается в связи с расширением сферы изучения экономики на предприятиях не только менеджерами, но и общественностью.

В экономике связь между экономическими явлениями и показателями находит свое количественное выражение. Например, чем выше производительность труда рабочих и чем их больше, тем больше выпуск продукции. Такую зависимость, когда изменение одних величин обусловливает изменение других, называют функциональной.

Связь между переменными можно выразить тремя способами: таблицей, формулой и графиком. Табличный способ задания функции состоит в том, что значения функции, отвечающие определенным значениям аргумента или аргументов, приводятся в виде таблиц. Способ выражения зависимости с помощью формулы (уравнения) называется аналитическим. Наконец, при графическом способе зависимость между показателями изображается при помощи диаграммы (графика). В экономическом анализе для изображения функции одного аргумента пользуются в основном прямоугольными координатами.

Исходной базой экономического анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Практика анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие стандартные приемы, которые уже были рассмотрены ранее:

•  анализ абсолютных данных;

•  горизонтальный анализ;

•  вертикальный анализ;

•  трендовый анализ;

•  метод финансовых коэффициентов.

К этим стандартным приемам анализа финансовой отчетности можно добавить и приемы, требующие, как правило, данных системного бухгалтерского учета:

•  сравнительный (пространственный) анализ;

•  факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ -это внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями фирм-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), заключающимся в дроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Итак, только что вы познакомились с одной из сложный тем теории экономического анализа -метод^икой. Советуем вам еще раз прочитать данный раздел, поскольку даже если при чтении вам было все понятно, это не означает, что вы усвоили хорошо данный материал. Добейтесь понимания информации. Методика экономического анализа - излюбленная тема всех экзаменов по дисциплинам аналитического цикла, поэтому не пренебрегайте нашим советом, изучите тему досконально.


Подпись:

МЕТОДИКА


РАЗДЕЛ 3. АЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


Каждая фирма - это уникальный и сложный живой организм. Он действует по своим строго установленным законам. Поскольку это живой организм, в нем могут происходить неожиданные изменения, которые нарушают его нормальную деятельность (проще говоря, он может заболеть). Раз он может заболеть, следовательно, есть определенные методы по диагностике болезни и лечению заболевшего предприятия.

Для диагностирования используются данные ваших каждодневных наблюдений за состоянием здоровья фирмы. Они заносятся в МЕДИЦИНСКУЮ КАРТУ, которую бухгалтеры называют БАЛАНСОМ предприятия. Давайте мы не будем изобретать новых слов и тоже привыкнем видеть в балансе данные о наблюдениях за здоровьем фирмы. Правда, вскоре мы с вами убедимся, что по балансу можно получить лишь самое общее представление о самочувствии предприятия, о его жизненном тонусе. Для более глубоких исследований (без которых никак не обойтись) следует привлекать материалы о специализированных медицинских обследованиях, таких, как флюорография, рентгеноскопия, ультразвуковое исследование и прочие. Документы, в которых оформляются все подобные обследования, известны под такими названиями, как «Отчет об изменениях капитала», «Отчет о движении денежных средств», различные справки. О них мы еще очень подробно поговорим позже. А сейчас давайте задумаемся, кто будет читать все эти отчеты и справки о состоянии здоровья фирмы?

Ответить на этот вопрос совсем не сложно. Нужно лишь провести аналогию с человеком и задуматься, кто читает вашу личную медицинскую карточку. Безусловно, прежде всего, это ваш личный врач, к которому вы обращаетесь в первую очередь при любых недомоганиях.

У вашего предприятия таким личным врачом является ни кто иной, как вы, если вы сами создали эту фирму, либо специальный личный доктор, называемый в штатном расписании ФИНАНСОВЫМ МЕНЕДЖЕРОМ.

Но личный врач - не единственный пользователь медицинских отчетов. Подумайте сами: если вы устраиваетесь на работу, то выписку (или справку) из вашей медицинской карты читает ваш работодатель, чтобы удостовериться в возможности поручить вам те или иные производственные функции. Если вы желаете научиться водить автомобиль и идете в ГИБДД сдавать экзамены по вождению, то заключение о состоянии вашего здоровья необходимо предъявить сотруднику автомобильной инспекции. Оно будет гарантировать вашу безопасность за рулем автомобиля. Еще вариант: вы решили исполнить свой гражданский долг и пойти служить в ряды вооруженных сил. Тогда медицинская комиссия военного комиссариата очень подробно изучит все возможные медицинские данные о вашем здоровье и примет решение о годности к военной службе.

Во всех этих примерах вы должны заметить некую характерную черту. Она состоит в том, что в различных случаях тем или иным медицинским работникам необходимо различное количество данных о вашем самочувствии. Так, при устройстве на работу достаточно лишь выписки из медицинской карты, тогда как при призыве на воинскую службу нужно исследовать все без исключения параметры работы вашего организма и собрать очень много справок.

Почему это так? Все зависит от целей того или иного исследования и от их последствий. Скажем, в армии вас поджидают самые разные ситуации, любые физические нагрузки, следовательно, медицинская комиссия, дающая вам заключение, должна быть полностью уверена в безупречности вашего здоровья. Тогда как при устройстве на работу работодателю важно иметь лишь самое общее представление о вас и знать противопоказания, чтобы не перегрузить вас работой.

Полная аналогия с жизнью наблюдается и в финансовом анализе.

Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий (не забываем, что эти отчеты представляют собой данные о функционировании организма фирмы и ее здоровье) преследуют свои вполне определенные цели и обращают внимание на различные стороны жизнедеятельности фирмы.

Собственники анализируют финансовые отчеты с целью повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Количество и детальность необходимых им медицинских справок зависит от целей и интересов этих пользователей.

Теперь давайте подумаем над другой проблемой. Только что мы говорили, что записи в личной медицинской карте использует очень большое количество врачей различных специализаций. Наверняка, пару раз вы и сами заглядывали в свою карточку, чтобы прочесть, что написал доктор о вашем

Похожие материалы

Информация о работе