Трудовое воспитание дошкольников. Своеобразие труда дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Трудовое  воспитание дошкольников.

В дошкольном детстве начинается процесс приобщения к  ценностям общества. Труд – это одна из таких общечеловеческих ценностей.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но может воспитываться с самого раннего детства.

В дошкольном возрасте закладываются основы трудового воспитания.

Это доказано и в исследованиях ученых.

В 1953 г. были проведены исследования 3. Н. Борисовой — о роли дежурства в детском саду и В. Г. Нечаевой — о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Они положили начало большой группе научных работ, посвященных трудовому воспитании.

В 60 —80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников (Р. С. Буре, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт).

Массированное изучение проблемы трудового воспитания дошкольников дало положительный результат: изучены

¨  возможности дошкольников в приобщении к труду

¨  особенности труда дошкольников

¨  содержание труда для каждой возрастной группы детского сада

¨  особенности методики по трудовому воспитанию.

¨  исследовалось также влияние труда на нравственное развитие ребенка.

Исследования доказывают, что дошкольный возраст – сензитивный период для формирования положительного отношения к миру предметов, труду  взрослых ближайшего окружения.

Рассмотрим понятие «ТРУД»

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности, необходимые человеку для удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность.

Труд – это вид деятельности человека, направленный на создание духовных и материальных ценностей.

Трудовая деятельность может быть направлена

·  на созидание (создание чего-либо нового)

·  на преобразование (изменение  уже имеющегося).

Это относится как к материальным, так и духовным ценностям,

Определим на конкретных примерах:  какова направленность трудовой  деятельности и каков продукт – материальные или духовные ценности:          

Ø шитье одежды

Ø сочинение музыки

Ø мытье посуды

Ø перевод текста

Ø воспитание детей продолжите этот перечень

Труд как деятельность имеет определенные структурные элементы (их выделяют в своих работах А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

ü  цель (обязательно мотивированная)

ü  материал (созидание) или предмет труда (преобразование)

ü  инструменты и оборудование

ü  трудовые действия

ü  результат

Дошкольники под руководством воспитателей смогут выделять эти компоненты в труде взрослых и ориентироваться на них  в организации своего собственного труда.

Конечно, детям мы не будем предлагать взрослые термины цель                                                   -  что задумали сделать материал  или предмет труда         -  из чего будем делать инструменты и оборудование        -  что нужно для работы трудовые действия                          -  как все будем делать по порядку результат                                          -  что получилось

Заполнение таблицы по 2-м видам труда: изготовление коробочки и мытье растений.

Освоение этих компонентов труда, умение выполнять доступные трудовые действия происходит в процессе трудового воспитания.

Трудовое воспитание – это педагогический процесс, направленный  на воспитание у детей положительного отношения к труду, знаний о трудовой деятельности, формирование трудовых умений.

Трудовое воспитание в детском саду направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

Трудовое воспитание может быть успешным в силу особенностей детей дошкольного возраста:

подражательность любознательность стремление  к активной деятельности.

Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность.

Трудовая воспитанность уровень сформированности трудовой деятельности, уровень освоенности позиции субъекта трудовой деятельности:

уровень знаний о трудовой деятельности

уровень  сформированности трудовых умений

уровень отношения к труду

Своеобразие труда дошкольников.

1. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Основное отличие детского труда – отсутствие результата, имеющего материальную значимость для общества.

2.  Значение труда детей - в его воспитательном воздействии  на личность ребенка.

Труд в дошкольном возрасте — действенное средство разностороннего, и прежде всего нравственного воспитания .

Формируются такие нравственно-волевые качества как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность,  взаимопомощь, умение

Похожие материалы

Информация о работе