Влияние коллективного труда на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2:   Наблюдение        за  взаимоотношениями детей   в процессе коллективного труда.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений, позволяет описать жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

  • инициативность - отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
  • чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.
  • преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: негативный, нейтральный, нейтрально-деловой, позитивный.

В протоколе наблюдения отмечалось  наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого ребёнка группы. (Протокол №1, Приложение №3) .

Методика проведения:

Заранее было подготовлено оборудование (4 тазика, тряпочки для притирания листьев и для протирания  пыли на столиках).

Была создана игровая проблемная ситуация: Вбегает зайчик и говорит:

- Ой, еле к вам добрался. А знаете, ребята кто меня послал? Фея чистоты растений; проверить, поддерживаете  ли  вы  в  своем  уголке природы чистоту. Сколько  групп обошел, везде было чисто. И сейчас у вас посмотрю.
    Обнаруживает вместе с детьми в уголке природы  пыль на листьях растений  и грязные  поддоны из-под горшочков с растениями. Дети увидели необходимость обтереть поддоны и протереть листочки, чтобы  не  было  стыдно  перед феей. Было отмечено, что все вместе они быстро смогут справиться в этой работой.  Растения были перенесены на столы, чтобы к ним было удобно подходить, подготовлено оборудование. Детям было предложено подумать, какую часть работы они будут выполнять.  

По протоколу результата деятельности детей видно, что не все дети   смогли  самоорганизоваться,  и не все были заинтересованы предстоящей работой.

Илья, Женя, Карина и Алёна - старались все делали хорошо;
Саша всем мешал и толкался;
Ваня Уланов, Дима, Артём, Алёша, Максим – не могли понять, что им делать и ждали помощи;
Ваня Жуков и Коля спорили и ссорились  из-за тряпочки;
Гриша, Денис и Арсений -  баловались.
В итоге:   вода  расплескана  на  столах  и  на  полу,  не все  вымыли поддоны,  листья растений   тоже  не  все  протерли.  

Вывод:  Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками возникают у дошкольников со слабовыраженной инициативностью, отсутствием чувствительности к воздействиям сверстника, негативным эмоциональным фоном: раздражительностью, криком, оскорблениями и пр. (таблица №2 Приложение № 3). Регистрация поведения детей с помощью   протокола позволила более точно определить характер отношения ребёнка к сверстникам в процессе коллективного труда. Были получены следующие результаты:

Высокий уровень взаимоотношений (отсутствие конфликтов, стремление прийти на помощь) был отмечен у  4 детей (26%) . Это – Илья, Алена, Карина, Женя.                                                                                                                                 

Средний уровень определили у 1 ребенка (Гриша)  - 6%.

Низкий уровень был определен    у 10 детей  (67 %).

При  сопоставлении  результатов  экспериментов № 2 и № 1 можно

Похожие материалы

Информация о работе