Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

взрослый разъясняет: «Можешь сделать подарки тем детям, которые тебе больше всех нравятся. Или детям, с которыми ты любишь играть, с которыми ты хотел бы играть». После того как ребенок положил все подарки в шкафчики, он уходит на прогулку, чтобы не встречаться с детьми, еще не участвующими в эксперименте. После того как эксперимент завершен, педагог просматривает шкафчики, достает открытки и фиксирует все условные обозначения, имеющиеся на обратной стороне, подсчитывает общее количество выборов, полученных конкретным ребенком.

По результатам все дети делятся на четыре группы:

Первая группа – особенно авторитетные, «звезды» -  5-6 выборов.

Вторая группа - предпочитаемые дети   –  3-4 выбора

Третья группа - малоавторитетные дети  - 1-2 выбора

Четвертая группа -  непопулярные (непринятые) дети - не получившие выборов.

Дети с удовольствием включались в предложенную игру. Ни у кого не возникло трудностей с принятием решения. Не успевал педагог договорить условия игры как некоторые дети уже бежали к шкафчикам с «подарками».

Саша Н.: «Я знаю, знаю! Это я хочу подарить Полине, а это - Мише, а вот это – Дарине!».

В результате социометрического исследования были получены следующие  результаты (Приложение 1-А, таблица 1).

При  анализе протокола  дети были отнесены к четырем группам 

Группа 1 – 8 чел. (40 %) особенно авторитетные дети, «звезды». В группе «звезд»   4 девочки и 4 мальчика.: Шахманова Полина, Костецкий Саша, Шабалин Миша, Климагина Дарина,  Браилко Юра, Греджева Соня, Погоня Катя, Рогов Даня

Группа 2 – 5 чел. (25  %) предпочитаемые дети: Янсон Вова, Кочугуров Влад, Соломатин Егор, Дударев Артем, Ковальчук Кирилл. В этой группе 5 мальчиков.

Группа 3 – 3 чел. (15 %) малоавторитетные дети: Орличенко Влад, Нестерова Саша, Трифонов Алеша. - 1 девочка и 2 мальчика.

Группа 4 –  4 чел. ( 20 %) непопулярные (непринятые) дети: Коротков Глеб, Аржанухин  Вова, Халаимов   Саша,         Хлынов Гриша.  В этой группе 4 ребенка (мальчики) - дети, с которыми не хотят играть, общаться. Причины такого неприятия могут быть разные, например, проявление в отношениях недоброжелательности, грубости, драчливости и жадности.       

Таким образом, можно подвести итог социометрии: отношения детей в группе достаточно благополучны – 65% детей отнесены к группам 1 и 2. У этих детей отмечается дружелюбие, коммуникабельность, умение дружно играть и активно участвовать в совместной деятельности.  35% детей вошли в группы 3 и 4.

Обобщенные данные социометрии представлены в гистограмме № 1 (Приложение 1–Б)

Наблюдения в повседневной жизни подтверждали эти данные:

Группа 1- особенно авторитетные дети, «звезды». Дети этой группы все время находятся в центре внимания своих сверстников, они стараются привлечь их в свою игру, испытывают желание пообщаться с ними. Иногда из-за этого возникают конфликты.

Миша («звезда») подходит к Саше К. («звезда») и предлагает ему поиграть в конструктор лего. Рядом стоит Вова Я. Он тут же предлагает Саше другой вариант совместного занятия. Миша: «Я первый подошел к Саше! Он будет играть со мной!». Вова Я.: «Ну и что! В лего не интересно играть! Лучше пойдем рисовать монстров!». В результате возник конфликт. Пока мальчики выясняли, во что лучше играть Саша К. присоединился к игре других детей.

Группа 2 – предпочитаемые дети..Это дети, которые, не являясь «звездами» привлекают к себе остальных и сами с удовольствием общаются с другими. У них достаточно редко возникают конфликты. Дети этой группы самые ровные и спокойные во взаимоотношениях со сверстниками.

Влад К.(«предпочитаемый»): «Егорка смотри, какой у меня журнал! Пойдем вместе его посмотрим». Егор («предпочитаемый»): «Покажи! Вот здорово!». Услышав их разговор, подходит Влад О.(«малоавторитетный»): «Можно и мне посмотреть?». Влад К.: «Пойдем, я все покажу!».

Группа 3 – малоавторитетные дети. В этой группе 3 ребенка,      С этими детьми общаются, если нет в группе авторитетных или предпочитаемых детей. Эти дети общаются в основном между собой. Дети 1 и 2 групп общаются с детьми данной группы по необходимости, и если больше нет партнеров для игры.

Полина («звезда») пришла рано в группу. Из детей только она и Саша Н.(«малоавторитетный»). Саша сразу подошла и предложила поиграть, но Полина отказалась достаточно грубо и села играть одна со своей куклой. Саша сидела в стороне и наблюдала за действиями Полины, но не подходила. Когда Полине стало скучно, а дети все не приходили, она вздохнула и крикнула Саше: «Иди сюда, давай поиграем. Бери куклу!». Саша с удовольствием вскочила и побежала играть.

Группа 4 – непопулярные, непринятые дети. Это дети, не пользующиеся симпатией сверстников и занимающие неблагоприятное для их развития положение в системе межличностных отношений. 

Например, с Вовой А. не хотят играть, потому что он все время обзывает детей и всегда все ломает. Саша Х. сам предпочитает играть в одиночестве. С Глебом дети практически не общаются, т.к. он очень интеллектуально развит, не по возрасту и другие дети его не всегда понимают. Да и ему порой не интересно со своими сверстниками. Он предпочитает общение с взрослыми.

. 2.  Наблюдение за проявлением коммуникации в самостоятельной деятельности детей.

Цель: определить, как в самостоятельной деятельности детей (в естественных условиях) проявляются коммуникативные умения.

Эти данные необходимы для сравнения проявления коммуникативных умений детей в естественных и специально созданных условиях

Похожие материалы

Информация о работе