Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВКР: Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников.

Определение социализации.

Ученые-социологи  Галагузова Минненур Ахметовна, Шакурова Марина Викторовна выделяют следующие механизмы социализации детей:  подражание поведению взрослого, ознакомление   с явлениями социальной          действительности через экскурсии, чтение литературных произведений,  сюжетно-ролевые игры  и др.

Целью нашего исследования является: выявление возможности использования сюжетно-ролевой игры в  процессе социализации воспитанников детского дома (старший дошкольный возраст).

Объект исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

             Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

В данной работе нами поставлены следующие задачи :

1.  Изучение научно–методической литературы по проблеме социализации дошкольников, воспитывающихся в условиях детского дома.

2.  Выяснение уровня развития сюжетно–ролевой игры у детей группы.

3.  Подбор диагностических методик и апробирование их для определения социального статуса каждого ребенка в группе.

4.  Разработка и реализация плана практической работы с детьми.

Была выдвинута гипотеза: можно предположить, что использование сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе детского дома  будет способствовать  процессу социализации воспитанников при следующих условиях:

– если тематика игр будет соответствовать представлениям детей о социальной действительности и одновременно помогать  расширять  эти представления;

–если при организации игр воспитатель  будет учитывает взаимоотношения детей,  социальный  статус каждого ребенка группы.

Для описания проблемного поля мы пользовались следующими ключевыми понятиями;

социализация, социальный опыт, социальные отношения, социальная роль,  семья, сюжетно-ролевая игра и др.

 Анализируя литературу, мы увидели, что процесс социализации ребёнка, его развитие и формирование происходят во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разнообразных социальных факторов.

Успешная социализация обеспечивает реализацию всех ожиданий человека, он становится гармоничной личностью. В случае неудавшейся социализации человек может чувствовать  себя ненужным, отторгнутым обществом и наиболее значимыми окружающими, что может привести к очень серьезным последствиям.

В работах Константина Дмитриевича Ушинского, Даниила Борисовича Эльконина доказано, что игра носит социальный характер. В связи с этим, игра может  служить  средством  социализации ребёнка

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (работы Льва Семеновича Выготского,  А. Н. Леонтьева,  Александры  Платоновны Усовой, Даниила Борисовича Эльконина,  Деборы Владимировны Менджерицкой,  Розы Иосифовны Жуковской), другие определяют педагогические условия развития сюжетно–ролевой игры (Т. А. Маркова, Нинель Яковлевна Михайленко, Н.Н.Короткова).

Отражая действия и отношения  взрослых в процессе сюжетно – ролевых

Похожие материалы

Информация о работе