Методы педагогического исследования. Наблюдение. Педагогический эксперимент. Опросные методы

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

5. Методы педагогического исследования

Методы   исследования - это способы решения исследовательских задач.

Перечислите известные вам методы исследования.

Главным методом педагогической диагностики является наблюдение.

1.Наблюдение  - целенаправленное (специально организованное) восприятие какого-либо педагогического явления, объекта в естественных условиях, результаты которого фиксируются.

Ребенок не должен чувствовать, что он выступает объектом наблюдения, чтобы он вел себя естественно, проявления психики, характера не искажались.

Наблюдения м.б. разных видов:

Непосредственное

опосредованное

Проводится в рамках реального времени (здесь и сейчас)

Осуществляется при помощи заранее подготовленных материалов (просмотр видео-, прослушивание аудиозаписей)

включенное

невключенное

Наблюдатель сам участвует в наблюдаемой деятельности (во время игры, занятия)

Наблюдение ведется со стороны, без непосредственного участия наблюдателя в деятельности

сплошное

дискретное

Охватывается наблюдением весь процесс в целом 9напрюЮ весь процесс  с/р игры

Выборочное наблюдение, фиксируются отдельные факты (только межличностное общение)

лонгитюдное

ретроспективное

Длительное наблюдение в течение нескольких лет

Выявляется, что оказало влияние на процесс развития (просмотр видеоматериалов)

Наблюдение – самый доступный метод, но в нем можно выделить и недостатки:

-не всегда своевременно возникает явление, запланированное для наблюдения (напр., труд ребенка по его собственной  инициативе)

-можно получить случайные, а не закономерные данные

-не вскрывает внутренние стороны наблюдаемого явления

-невозможно обеспечить полную объективную информацию.

В связи с эти наблюдение применяется чаще всего на начальных этапах исследования и нуждается в уточнении с помощью педагогического эксперимент и опросных методов.

 2. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент —создание педагогом специальных условий для выявления интересующего факта или явления. Эксперимент позволяет достаточно быстро собрать  большой фактический материал, т.к. имеет определенный алгоритм взаимодействия с  ребенком.

  естественный эксперимент

Основным условием применения  этого эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода педагогического  процесса. Ребенку предлагаются  задания и материалы, которые достаточно часто используются в пед. процессе (нарисовать, пересказать сказку, разложить фигуры, перепрыгнуть через «ручеек» ит.д.)

лабораторный эксперимент.   (в педагогических исследованиях применяется довольно редко). Чаще используется в научных целях, с применением технических средства: звукозапись, скрытая видеосъемка, фотографирование в определенные моменты.

По своему месту в пед.процессе эксперимент м.б.:

Констатирующий  - определяется фактический уровень развития ребенка или освоение им какого-либо умения.

Преобразующий (формирующий)  - проведение работы с помощью определенных методов или форм и проверка их эффективности.

(Будете использовать при написании ВКР).

3.  Опросные методы

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации. Опрос заключается в предложении людям  (респондентам) специальных вопросов, ответы на которые позволяют получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

К методу опроса относятся:

ü  Беседа

ü  Интервьюирование

ü  Анкетирование

Беседа – вопросно-ответная форма устной диалогической речи.

Применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Напр., в-ль сначала наблюдает за играми детей, а потом беседует о любимых игрушках, играх, ролях.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования. Но для последующего анализа важно сохранить полученную информацию (использование диктофона, магнитофона) или кодировку (условные обозначения)

Интервьюирование -  разновидность метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться.

 Анкетирование — методе массового сбора материала с помощью специально

Похожие материалы

Информация о работе