Проведение продвинутых лекций. Стратегии, используемые в продвинутых лекциях, страница 3

В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы, которые являются наиболее существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны. В граф «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют об его отрицательных сторонах. В графе «Интересно» студенты могут отметить те факты, теоретические положения, которые являются для них интересными, неожиданными.

Использование подобной стратегии учит студентов оценивать информацию, классифицировать ее, формирует критическое отношение к фактам, понятиям, явлениям.

Виды графических схем, которые можно использовать на продвинутых лекциях

В процессе работы на продвинутой лекции студенты заполняют графические схемы, помогающие им представить основное содержание лекции. Опыт работы со студентами показывает, что для них привычно фиксировать информацию в виде слов, но они испытывают затруднения, если нужно использовать схемы или рисунки.

Схемы – графическое изображение действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. С внедрением информационных технологий требования к визуальной грамотности обучающихся, к их графической подготовке возрастают. Обществу нужны организаторы и участники производства нового типа, обладающие гибким образно-графическим мышлением и интуицией. Графика сегодня — это международный язык компьютерного общения, средство развития пространственного мышления, способ уплотненной записи информации.

В настоящее время разработано большое количество разных видов графических схем, которые помогают эффективно представлять информацию.

Различные виды графических схем, которые можно использовать в обучении, представлены в таблице 17.

Таблица 17

Тип схемы

Когда целесообразно использовать

Схема позволяет представить большие объемы информации.

В овалах схемы записываются ключевые понятия лекции, факты, даты, фамилии исследователей и др. важная информация.

Схема позволяет изобразить причинно-следственные связи.

На «косточках» схемы фиксируются причины и следствия событий или явлений, которые рассматривались на лекции.

Ментальная карта

Образное представление больших объемов информации.

В дополнение к словам на такой схеме используются образные рисунки.

Представление сложных понятий с использованием ключевых слов.

На схеме обычно чередуются существительные (ключевые понятия) и глаголы, характеризующие ключевое слово.

Могут быть построены положительные и отрицательные графы, их совместное использование позволяет более гибко и многосторонне представить информацию.

На лекциях должна быть организована поэтапная подготовка студентов к использованию графических схем. Сначала преподаватель знакомит студентов с приемами использования графических схем для представления информации, затем на лекциях студенты составляют такие схемы с помощью преподавателя, на третьем этапе они работают самостоятельно.

Требования к лектору

Процесс подготовки продвинутой лекции более сложен, чем в случае лекции традиционной. Необходимо:

* мотивирование преподавателя на проведение такого типа лекций, осознание того факта, что продвинутые лекции принесут большую пользу студентам и, кроме того, большее удовлетворение самому лектору: перед ним будет не пассивная аудитория, думающая во время лекции «о своем», а активная группа студентов, высказывающая свои  мнения, мыслящая критически;

* специальное дидактическое обеспечение (фолио для графопроектора с ключевыми идеями лекции; компьютерные презентации в Power Point, разнообразные  раздаточные материалы: опорные конспекты, тексты для дополнительного изучения, адреса ресурсов Internet и др.);

* материалы для организации работы студентов в малых группах («прозрачки» и специальные фломастеры или листы ватмана с фломастерами для представления результатов работы групп, клейкие листочки для записи идей, мнений, фактов и др. материалы).