Структура педагогического мастерства. Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные.

А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.  Для этого важно овладеть педагогической техникой.

4. Педагогическая техника

Прочитать высказывание  А.С. Макаренко и определить компоненты пед. техники:

«…в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

В понятиепедагогическая техника принято включать две группы компонентов.

 Первая группасвязана с умением педагога управлять своим поведением:

§  Владение своим организмом (мимика, пантомимика)

§  Техника регуляции своего самочувствия (управление эмоциями, настроением)

§  Техника речи

 Вторая группа - связана с умением педагога воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону  образовательного процесса. Это  дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения педагога.

¨  Техника педагогического общения

¨  Технологические приемы предъявления требований,  поддержания дисциплины,

¨   Педагогическая техника в образовательном процессе. Вспомним   модель обучения. В ней можно выделить два яруса: верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы)и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте»

I.Умение педагога управлять своим поведением.

1.1.  Владение  невербальными средствами общения.

Учеными установлено, что

невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55 до 80% информации, в то время как вербальными средствами только  20 - 40%, причем большая часть здесь принадлежит тону, интонации, экспрессии.

     Мимика -   умение выражать свои чувства, настроение, состояние движением  лицевых мышц.

Мимическая выразительность очень важна, т.к. имеет    высокий информационный и воздействующий уровень. Ведь мимика практически смыкается с речью, хотя, может быть использована педагогом и автономно - в “чистом виде”  - без словесного сопровождения.

Мышцы лица имеют большую по площади и подробную представленность в коре головного мозга. Всякое эмоциональное напряжение  проявляется прежде всего  в виде повышенного тонуса тех или иных лицевых мышц (сжатые губы, нахмуренный лоб, сдвинутые брови, желваки и т.д.). Поэтому стирание "мышечных рисунков" эмоционального напряжения с лица бывает достаточно для возникновения релаксационного состояния.

Нередко    выражение лица и взгляда оказывает на  детей  более сильное

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
171 Kb
Скачали:
0