Профессиональная Я-концепция педагога

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Профессиональная Я-концепция педагога.

1. Понятие Я-концепции

2. Профессиональная   Я-концепция педагога

                            1. Понятие Я-концепции

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле   гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс),   рассматривали целостность человеческого Я как  важнейший  фактор поведения и развития личности.

Как научное понятие Я-концепция вошло в обиход специальных исследований сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет  единой его трактовки.

Роберт Бернс, (один из ведущих английских ученых в области психологии)    так определяет это понятие:

«Я-концепция» - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.

 Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я»  или картиной «Я».

Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию». Но  Я-концепция  -  понятие менее нейтральное, т.к. включает в себя оценочный аспект. 

Структура Я-концепции    (Роберт Бернс)

1. Реальное Я- представление человека о себе,   каков он на самом деле, в настоящее время (как  воспринимает свое тело, внешность, способности, черты характера, роли, свой актуальный статус и т.д.)  

2. Зеркальное (социальное) Я - представления индивида о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к личности, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать  Я-реальное в адекватных пределах.

3. Идеальное Я- это представление личности о себе в соответствии с желаниями (каким бы я хотел быть ).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются.

Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям:

Ø Может составлять одно из важнейших условий саморазвития личности,  ее самосовершенствования.

Ø Может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, может  привести  к депрессии,  в связи с недостижимостью идеала (если  они оторваны от реальности, а человек этого не понимает). Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений,   чрезмерно оторванным от реальности,  должны специалисты (педагоги, психологи, психотерапевты)

Кроме  трех основных составляющих, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4.   Конструктивное Я  (Я в будущем).

Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он   имеет   действенные   мотивы,  которые   соответствуют признаку “стремлюсь”.     В  

Я-конструктивное  входят  те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Помимо рассмотренной модели (структуры)  Я-концепции в литературе  можно также встретить следующие подходы:

        К. Роджерс

   К. Левин,

З. Фрейд

У. Джемс

Ш.Самюэль

М. Розенберг

Ø Я-реальное

Ø Я-идеальное

ü материальное Я

ü социальное  Я

§  образ тела

§  социальное Я

§  когнитивное Я

§  самооценка

·  настоящее Я

·  динамическое Я

·  фактическое Я

·  вероятное Я

Позиции человека

в различных социальных группах

Временная точка зрения

на себя

·  "Я" как представитель определенной профессиональной группы;

·  "Я" как член семьи;

·  "Я" как член определенных общественных организаций и т.д.

§  "прошлое Я" – каким я был      раньше;

§  "настоящее Я" – какой я сейчас;

§  "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.

Когнитивный компонент

Оценочный компонент

Поведенческий компонент

представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми,

 как ему кажется, он обладает; (представлена в сознании  в виде социальных ролей и статусов).

как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится

как человек в действительности поступает (кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, что ему на самом  деле удаётся.

Все эти различные аспекты "Я"- феномена  составляют в личности единое целое.

Интересной моделью Я-концепции является теория Томаса Харисса,  изложенная в книге  «Я - о`кей, ты - о`кей» (из жанра «Психология для всех»). Т. Харрис  - писатель, журналист, автор известной книги «Молчание ягнят».  

Концепция  включает 4 установки жизни:

модель

Отношение к себе

Отношение

 к другим

Характеристика человека

I

+

+

Позиция человека, уверенного в себе, реально смотрящего на мир. Ему свойственен оптимизм доброжелательность.

II

+

-

Самоуверенный, м.б. эгоистичный человек, свысока смотрящий на окружающих.

III

-*

+

Позиция человека, не уверенного в себе, зависимого от мнения других.

IV

-*

-

Человек недоволен жизнью, пессимист, м.б. даже с элементами агрессивности.

*Негативное отношении е к себе не означает «плохо все», а складывается из конкретных выводов: « я не могу, я ничего из себя не представляю,  я этого

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0