Использование дидактических игр для развития словаря, страница 2

13.1. Ребенок правильно исправляет по смыслу предложения

13.2. Правильно исправляет 2 предложения

13.3. Повторяет предложения без изменения

По окончании диагностики мы суммировали баллы, полученные каждым ребенком. А определить уровень развития словаря помогли следующие критерии:

Высокий уровень - 45-35

Средний - 34-21

Низкий - 20 и меньше

Данные об ответах детей отображены в протоколе 1 (приложение 1).

По итогам обследования можно увидеть, что 5 человек - это 50% показали высокий уровень овладения словарем, они набрали от 45 до 35 баллов, 30% детей показали средний уровень развития словаря. Низкий уровень развития словаря был выявлен у 2-х детей, что составило 20% .

Общий уровень овладения словаря детьми экспериментальной группы отражен в гистограмме 1 (приложение 2).

2.3.Описание практической работы с детьми по обогощению словаря с использованием дидактических игр

На основании данных констатирующего эксперимента мы определили задачи формирующего эксперимента:

1. Проводить индивидуальную углубленную работу с детьми, показывающими низкий уровень владения словаря.

2. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов.

Вся работа строилась с учетом индивидуального уровня словаря у каждого ребенка и шла в двух направлениях:

- Фронтальные занятия

-Подгрупповая и индивидуальная работа

Подгрупповая и индивидуальная работа.

В своей работе мы делали акцент на подгрупповую и индивидуальную работу.

Дидактические игры:

"Одежда"

Игровые правила: Назвать как можно больше предметов одежды не повторяя за соседом.

В дидактическом упражнении принимало участие 5 человек:

Даша, Кирилл, Даня, Соня, Егор.

Все ребята очень хорошо справились с заданием каждый из них знает много предметов одежды.

"Накрой на стол"

Игровые правила: Накрывая на стол, предложенную кукольную посуду, назвать ее. Определить для какого приема пищи посуда( завтрак, обед, ужин)

Дидактическая Задача: развитие словаря детей за счет слов - существительных по теме посуда для разных приемов пищи.

"Модельер"

Дидактическая задача- развитие словаря детей за счет слов-существительных по теме одежда для разных сезонов.

Игровые правила:Определить какое время года по одежде, которая надета на девочке. Перечислить одежду обьяснить, почему девочка оделась именно так. В эту игру играло 2 человека Вика и Соня.

Трудностей у девочек при выполнении задания не возникло, они последовательно назвали все предметы одежды и объяснили, почему девочка их надела.

" Домашний-дикий"

Дидактическая задача: Обогощение словаря детей за счет слов дикий, домашний и слов- существительных, обозначающих названия животных.

Игровые правила: После показа картинки с изображением животного воспитателем, надо назвать изображенное животное и определить, дикое оно или домашнее.

Заключение

Изучив и проанализировав литературу по данному вопросу, мы увидели, что ученые Бородич, В.И. Яшина, Бондаренко, Ушакова, Струнина и др. подчеркивают важность развития словаря дошкольников. В теории и практике разработаны разнообразные приемы работы с детьми по  развитию словаря. Особое место в этом отводится дидактическим играм.

Эффективно построить нашу работу помогла проведенная диагностика, которая выявила уровень развития словаря у детей экспериментальной группы. Так же диагностика позволила определить, над чем нужно работать с каждым  ребенком. Дети заинтересовались предлагаемыми играми, так как они проводились с использованием наглядного материала, были близки и понятны детям и учитывали их личный опыт. В играх дети должны были проявить быстроту реакции, смекалку, кругозор.

На основе проведенной работы мы можем дать следующие рекомендации для родителей и воспитателей. В соответствии с подтверждением гипотезы можно порекомендовать внедрение проведения дидактических игр и упражнений во всех режимных моментах. Дидактическая игра – это универсальное средство для повышения интереса детей, активности, преодоления застенчивости и, конечно, развития словаря и других сторон  речи ребенка. На занятии с помощью дидактических игр можно наиболее и занимательно закрепить пройденный материал. В повседневной жизни активное закрепление знаний, в такой же занимательной форме. Особое внимание необходимо обращать на игры с прилагательными и глаголами. В дальнейшем можно упражнять детей в понимании многозначности слов.

Для работы с Ариной рекомендуем использовать игры на закрепление глаголов по теме «домашние животные». Работая с Динарой, надо стараться повысить ее самооценку, воспитывать уверенность в себе и использовать игры на закрепление в речи прилагательных  по различным лексическим темам. Для мальчиков Пети, Вовы и Жени предложить игры по теме «одежда» учитывая половую идентификацию ребенка. Подошли бы игры на дифференцировку одежды для мальчиков от одежды для девочек. В заключение, рекомендуем побудить родителей играть с детьми дома в разнообразные игры, закрепляющие приобретенные знания детей.