Конспект урока № 3 по дошкольной педагогике на тему: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования РФ

Российский государственный педагогический

университет им. А.И.Герцена

Конспект урока по дошкольной педагогике №3

                                                                                             Барабанова Екатерина студентка 5 курса

Санкт-Петербург

2010

Тема урока: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника»

Тип урока: Комбинированный

Длительность урока: 2 урока

Цель урока: Продолжать формировать у студентов понимание особенностей сюжетно-ролевой игры, характерных признаков.

Задачи урока:

1) Формировать у студентов знанияо стадиях сюжетно-ролевой игры, особенностях игры детей разного возраста;

2) Обеспечить контроль за освоением изученной темы;

3) Развивать умение студентов обобщать и делать выводы по изученной теме;

4) Воспитывать интерес к данной теме

Материал к уроку:

Заготовленные для студентов варианты с тестовыми заданиями.

План проведения урока:

1. Организационный момент (3 минуты)

2. Опрос (тест) по пройденному материалу (15 минут)

3. Проверка домашнего задания (5-7 минут)

4. Изложение нового материала (22+40 минут)

Список литературы:

1. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой.- М.:Просвещение, 1989;

2. Игра и дошкольник /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- С-Пб.:Детство-пресс, 2007;

3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963;

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1998;

5. Воспитателю о детской игре /Под ред. Д.В.Менджерицкая.- М.:Просвещение, 1982;

6. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, ч.2 . – М.:Просвещение, 1988;

7. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.:Академия, 2007     

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые студенты! На прошлом уроке, в качестве домашнего задания, вам нужно было подготовиться к сегодняшнему опросу, который включал следующие темы: функции игры, основные теории игры, знать классификацию игр, компоненты и характеристики сюжетно-ролевой игры.

Поэтому, сейчас закройте все свои тетради, отложите их в сторону, мы напишем тест (представлен в Приложение № 1 ). Для этого приготовьте двойной чистый лист бумаги, подпишите на нем свою фамилию, имя,  курс и  группу. Тест имеет 2 варианта (деление студентов по вариантам), и состоит из 5 вопросов. На какие-то вопросы нужно будет выбрать вариант ответа, а в каких-то вопросов нужно будет дописать к перечисленным остальные варианты. Время на выполнение теста – 15 минут.

На уроке, мы начали рассматривать один из видов игры в группе творческих игр.

Что это за вид игры?

Ответы студентов: Сюжетно - ролевая игра

Записали план, и рассмотрели из плана следующие вопросы:

- Определение и компоненты сюжетно-ролевой игры;

- Своеобразие сюжетно-ролевой игры.

Вашим вторым домашним заданием, было выписать из учебника «Дошкольная педагогика» Под \ ред. Козловой С.А, Куликовой Т.А. классификацию игр, разработанная С. Л. Новоселовой (спрашиваю желающих, или вызываю по журналу):

1)  игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:

-   сюжетно - отобразительные,

-   сюжетно-ролевые,

-    режиссерские,

-    театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

-  дидактические,

-  сюжетно-дидактические,

-   подвижные;

досуговые игры:

-  игры-забавы,

-  игры-развлечения,

-  интеллектуальные,

-  празднично-карнавальные,

-  театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Какой критерий лежит в основе данной классификации?

Ответы студентов: в основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Переходим к следующему вопросу в теме: «Сюжетно-ролевая игра»

Генезис (стадии) сюжетно – ролевой игры

Вопросом генезиса (стадий) развития сюжетно-ролевой игры занимались многие психологи: А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин.  Выделяют следующие стадии  развития сюжетно-ролевой игры:

Первый этап  – ознакомительная (1 год жизни ребенка)  - различные манипуляции и действия с предметами.

Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.

Уже с 3-4 месяцев младенец тянется к игрушкам, рассматривает их. В 5-6 мес. ребенку предлагаются игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать.

Второй этап  – отобразительная игра (с 9 месяцев до 1.6 месяцев) - действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с  его помощью определенного эффекта.

Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание на малыша на его целевое назначение: «это чашка, из нее пьют». Ребенка учат играть с предметами в зависимости от этих свойств. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного

Похожие материалы

Информация о работе