Дошкольная педагогика как отрасль педагогики, страница 2

Дети очень живо реагируют на все происходящее вокруг. Чем младше дети, тем более непосредственно они выражают свои эмоции. Старшие дошкольники обычно ведет себя сообразно ситуации – громко смеяться в публичном месте они уже не будут,  старший дошкольник постарается сдержать слезы, если упал  на виду у всех.

Интересны проявления детей при просмотре детских спектаклей – они вскакивают с мест в наиболее напряженных ситуациях, подсказывают артистам или куклам, что надо делать и т.д.

Учитывая эту особенность, воспитатели сами должны быть эмоциональными людьми, эмоционально строить общение с детьми.

4 .   Искренность, наивность, непосредственность.

Дети обычно очень искренни, т.е. проявляют себя так, как чувствуют, не лицемерят.  В связи с тем, что у них еще очень мал жизненный опыт, они очень наивны, могут делать умозаключения, не соответствующие ситуации, неправильно оценивать ситуации.  Из-за своей непосредственности дошкольники (особенно младшие) могут задать кому-то бестактный вопрос, высказаться (случай с калекой в метро).

5.Потребность в активных действиях.

Дети  все время заняты какой-то деятельностью. Просто сидящий на стульчике ребенок – исключительный случай  - скорее всего он просто еще не проснулся. Или это воспитатель ограничил его активность, когда она уже стала чрезмерной и стала мешать окружающим.

6. Потребность в любви, общении.

Детям необходима любовь, внимание, общение. Если ребенок недополучил  любви в детстве, то в последствии он может иметь различные психологические проблемы, решить которые можно только с помощью специалиста-психолога.

Ребенку надо показывать, что мы его любим: приласкать, приобнять – чем младше ребенок, тем больше это надо демонстрировать, т.к, старшие дошкольники чуть более сдержанные.

Недостаток общения может вызвать серьезные отставания в развитии.

7. Беззащитность.

В силу возраста дети еще не могут постоять за себя, находятся  во власти взрослых. Если взрослые избирают неправильный путь в воспитании – ребенок ничего не может противопоставить.

Закрепление материала.

-Какая особенность дошкольников отражена в данной ситуации на рисунке (раздаточный материал)

- Какая особенность проявилась в данной ситуации?

Помимо возрастных особенностей каждый дошкольник имеет свои индивидуальные особенности, о которых мы будет говорить на предмете  «Психолого-педагогический практикум».

3.  Основные документы по дошкольному образованию.

Нашей страной подписано международное соглашение «Конвенция о правах ребенка», в которой определены права ребенка, которые государство должно охранять и обеспечивать.

Место дошкольного образования в системе образования нашей страны определено в «Законе  РФ об образовании» - ст. 18.

Откройте приложение  учебника, ознакомьтесь с ее содержанием.

Основные направления работы с  дошкольниками определены в документе «Концепция дошкольного воспитания» (1989). С  содержанием этого документа вы будете подробно знакомиться  дома, работая с  учебником и  конспектируя один из разделов.

Современные подходы к организации дошкольных учреждений отражены в

«Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (сентябрь 2008 г.)  - уже немного знакомы из курса«Введение в педагогическую профессию»)

В нем определены:

§  Основные задачи работы  ДОУ

§  Виды дошкольных учреждений

§   Направленность групп ДОУ (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная, комбинированная) -Работа с раздаточным материалом

      Проект ФГТ (Федеральные  Государственные Требования) к основной общеобразовательной  программе ( ноябрь 2009).

В  нем определены основные направления развития ребенка:

Ø Физическое (физическая культура, здоровье)

Ø Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение худ.  литературы)

Ø Художественно-эстетическое   (музыка, художественное  творчество)

Ø Социально – личностное  (социализация, труд, безопасность)

Развитие детей идет в основных видах детской деятельности:

·  Игровая

·  Коммуникативная

·  Трудовая

·  Познавательно-иссследовательская

·  Продуктивная

·  Музыкально-художественная

·  Чтение (?)

Принимая во внимание содержание этих документов, мы можем графически изобразить то, что будем изучать  в курсе  дошкольной педагогики.