Виды планов и метод планирования деятельности. Назначение и содержание стратегического плана. Золотое правило экономики предприятия. Модели структуризации проекта

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Билет №25

1. Виды планов и метод планирования деятельности. Назначение и содержание стратегического плана.

Классификация планов м.б. проведена по основным признакам:

А) Цель и содержание планов - стратегические; тактические; оперативно-производственные.

Б) по горизонту планирования (время действия) - перспективные (долгосрочные) 10 и более лет; среднесрочные 3-10 лет; текущие (1-2 года); оперативное (обычно каждый месяц).

В) по уровням планирования - корпоративное (холдинги, корпорации); фирменное (планирование на предприятии); низовое планирование (внутризаводское, внутрипроизводственное).

Методы планирования. В планировании применяют балансовые, расчётно-аналитические, нормативные, программно-целевые, а также экономико-математические методы и моделирование.

Балансовый метод - состоит в увязке потребностей и ресурсов, и в обеспечении пропорциональности и сбалансированности всех элементов плана. Основные виды балансов: производственных мощностей, материальные, трудовые, финансовые (баланс доходов и расходов).

Расчётно-аналитический метод - плановые показатели рассчитываются на основе анализа отчётных показателей. Наряду с простыми существуют сложные математические методы.

Нормативные методы - использование нормативов в плановых расчётах (ГЭСН, ЕНиР, БНиР, МНиР, ТНиР, ОСН, ТСН, СНиП, а также другие нормативы).

Программно-целевой метод - используется при разработке целевых программ федеральных, региональных, отраслевых. В строительных организациях ОНИ могут разрабатываться в составе стратегического плана. Сущность метода в том, что определяется конечная цель, она приобретает количественное выражение, дальше разрабатываются основные направления, в которых выделяются основные задачи, потом задания конкретным исполнителям, мероприятия. Он основан на построении дерева целей и опирается на потребность в ресурсах.

Экономико-математические методы и модели:

- механизация плановых расчётов (компьютеризация);

- имитационные методы (модели) - рассматриваются в исходных данных различные воздействия и их влияние. Они строятся на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия и возможных отклонений.

Методы оптимального планирования основаны на системе ограничений и целевой функции: линейно-динамическое программирование, метод ветвей и границ.

Стратегическое планирование - интерактивный процесс постановления стратегических целей развития предприятия и разработки стратегий по их достижению. Обычно разрабатывается на долгосрочную перспективу (более 10 лет). Направление основного развития страт планирования можно представить в виде модели:

Миссия (генеральная цель) - определяет общественный статус предприятия и создаёт ориентиры для нового развития.

Основные цели - расположены в основании миссии, разрабатываются для обеспечения этой миссии (реализации).

Стратегии - разрабатываются для реализации цели предприятия.

Стратегические задачи - решаются при реализации стратегий.

В основании пирамиды лежат ресурсы, необходимые для достижения целей предприятия и выполнения отдельных программ и проектов.

Стратегический план предприятия - это формальный результат стратегического планирования. (Стратегические планы разрабатываются редко. В основном этим занимаются крупные тресты). Это документ, в котором показаны объекты стратегического планирования, цели, стратегии развития, ресурсысы, необходимые для достижения цели. Здесь даётся:

- описание существующего положения и желаемого состояния. Здесь даются сведения об объёме производства, потребителях, ценовой политике.

- результаты анализа и прогноза внешней среды (заказчики, другие аналогичные организации, конкуренты, поставщики, фин учреждения и организации).

- анализ и прогноз конкуренции.

- анализ и прогноз сильных и слабых сторон предприятия (внутренней среды).

- структура, организация производства, технологии, кадры, продукция, расположение и др.

- цели и стратегии предприятия – обще-деловая стратегия.

- планы мероприятий (программы) и бюджеты для реализации функциональных стратегий.

- общие ресурсы, необходимые для реализации стратегического плана

Похожие материалы

Информация о работе