Компьютерные информационные технологии как средство повышения качества профессиональной подготовки среднего медицинского персонала

Страницы работы

Фрагмент текста работы

правило, информация о них является неполной, так как сбор необходимых данных о поступившем в силу целого ряда объективных и субъективных причин часто затруднен (пациент находится в состоянии шока, родственники не могут точно ответить на вопрос, поставленный медицинским работником, и тому подобные ситуации). Часто из-за поспешности при вводе данных встречаются ошибки в базе данных о пострадавших. Современные информационные технологии вообще и искусственные нейронные сети в частности, помогают справиться с подобными задачами. Обучаясь на неполной и неточной информации, они способны выявлять сложные закономерности, определяющие состояние пациента. После обучения в нейронную сеть можно вводить данные о новых пострадавших, и она примет решения, к какой группе они принадлежат.

а                                                      б                                                 в

Рис. 1. Топологические карты

Задача имеет следующую вводную. «Медицинская сестра» производит первичную сортировку пострадавших при чрезвычайной ситуации и заполняет первичную медицинскую карточку. Бригада службы ЧС оснащена системой интеллектуальной поддержки, которая обучена распределять пострадавших по группам экстренности эвакуации и характеру необходимой помощи, включая экстренную помощь, в данном примере их четыре: А, Б, В, Г — рисунок 1а (студенты получают обученную преподавателем систему диагностики).

После введения информации о пострадавшем (в задаче дается набор симптомов) в систему, «сестра» (студент) получает от нее ответ — отнести к группе А (рис. 1б), т.е. система на основании полученных данных смогла отнести его к одной из известных ей групп. Другая ситуация: после введения информации о поступившем «сестра» получает ответ в виде карты в (рис. 1в), что свидетельствует о том, что при обучении в силу тех или иных причин информация о данной патологии не использовалась в качестве обучающего примера. Из расположения групп на топологической карте видно, что система (рис. 1в) не смогла отнести вновь поступившего пациента ни к одной из сформированных на стадии обучения групп и образовала для него новую группу Е. Следовательно, можно говорить о том, что мы имеем дело с новым для данной системы явлением (патологией, ситуацией). Если в первом случае «сестра» может самостоятельно решить вопрос о направлении вновь поступившего в соответствующее отделение, то во втором случае необходима консультация с врачом.

В будущем подобные системы могут повлиять на взаимодействие между врачебным и средним медицинским персоналом. С одной стороны, они повысят статус медицинской сестры в иерархии лиц, принимающих решения, с другой — разгрузят врачей в ситуациях, которые но требуют их непосредственного вмешательства. Уже сейчас диагностические системы на основе искусственных нейронных сетей широко применяются в Америке, Англии и других странах. К сожалению, несмотря на то, что в нашей стране разработаны диагностические системы определения таких заболеваний, как осложнения инфаркта миокарда, симптом «острого живота», и некоторых других патологии

Похожие материалы

Информация о работе