Должностные инструкции руководителей сестринских служб, среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, страница 6

5. Должностные инструкции не оформлены надлежащим образом и не пересматриваются в установленные сроки.

Если должностная инструкция не оформлена надлежащим образом, она не является действующим нормативным документом.

К дефектам оформления должностных инструкций относятся:

1) Должностная инструкция не оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению организационных документов на основании ГОСТ Р 6.30.-97. Должностная инструкция не оформлена с указанием реквизитов, обязательных для бланка, предназначенного для всех внутренних документов: наименование организации, наименование документа, дата и место его подготовки. Обязательно должны быть утверждение руководителя с указанием его должности, фамилии, имени и отчества, даты утверждения; подпись руководителя и круглая печать, заверяющая эту подпись.

2) Отсутствие согласования должностной инструкции с выборным профсоюзным органом (если таковой имеется в ЛПУ).

3) Отсутствие подписи работника об ознакомлении с должностной инструкцией с указанием даты ознакомления.

4) Дополнения и изменения вносились в должностную инструкцию без ее полного переоформления. В этом случае они должны быть утверждены руководителем учреждения, а работник должен сделать запись о том, что он ознакомлен с изменениями, поставить свою подпись и дату ознакомления.

Должностные инструкции должны регулярно пересматриваться (не реже 1 раза в 5 лет, а предпочтительнее — раз в 2-3 года).

Если должностная инструкция не пересматривалась более 5 лет, это следует рассматривать как серьезный недостаток в работе с должностными инструкциями.

6. Отсутствие текстов должностных инструкций на сестринский персонал у главных и старших медицинских сестер и на рабочих местах у работников. Для успешного руководства работой сестринского персонала главные и старшие медицинские сестры должны иметь комплекты должностных инструкций на все должности сестринского и другого среднего медицинского персонала ЛПУ (подразделений) в соответствии со штатным расписанием.

Структура и содержание основных разделов должностных инструкций

Структура текста должностных инструкций унифицирована и включает следующие разделы:

-  общая часть (общие положения);

-  основные задачи и функции;

-  должностные обязанности;

-  права;

-  ответственность;

-  взаимоотношения. Связи по должности.

Для повышения информативности должностных инструкций имеются рекомендации включить в них разделы:

-  условия оплаты труда;

-  показатели оценки работы.

Первый раздел — "Общая часть" ("Общие положения") — начинается с указания наименования должности в соответствии со штатным расписанием и названием структурного подразделения (учреждения). Затем указывается подчиненность данного работника (кому он подчиняется и кто подчиняется ему). В данном разделе недопустимо нарушение принципа "единоначалия".

После этого перечисляются требования, предъявленные к кандидату на данную должность: по уровню полученного профессионального образования, стажу работы и другое (опыт управленческой деятельности, наличие организаторских способностей, сертификата специалиста и т. д.).

Отражается порядок назначения и освобождения от должности, а также порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника.

Если по данной должности работник несет полную материальную Ответственность, это должно быть отражено в первом разделе должностной инструкции с обязательным указанием на порядок проведения инвентаризации и контроля за хранением, использованием и учетом материальных ценностей.