Общеизвестна роль Петра в деле становления образования в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

будущим первым ее президентом Лаврентием Лаврентиевичем Блюментростом проект положения об учреждении Академии был утвержден 22 января на заседании Сената, длившемся четыре часа. Помимо Петра на нем присутствовали главнейшие лица государства – адмирал Апраксин, канцлер Головкин, светлейший князь Меншиков, генерал-прокурор Ягужинский и другие. В журнале протоколов Сената появилась запись: “На Академию первое время занять Шафировский двор”, то есть дом пребывавшего в тот момент в опале и ссылке вице-канцлера Шафирова, находившийся на Адмиралтейской стороне между нынешней Дворцовой площадью и Летним садом.

7. Подробности обсуждения в Сенате до нас не дошли, известно только, что Петр предварительно поднял вопрос о переводческой работе, которая должно была войти в круг деятельности будущей академии. (Искусство перевода Петр почитал очень важным и нередко сам наставлял переводчиков.) .

Проект основания академии отразил взгляды царя на ее задачи. В нем сказано, что “…невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства”. По положению, академия являлась и научно-исследовательским, и учебным учреждением. При ней состояли университет и гимназия. В проекте университет определялся как “собрание ученых людей, которые наукам высоким… до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают”, академия же – как “собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (изобретения) оные совершить и умножить тщатся”.

8. Собственно академия, согласно проекту, должна была состоять из трех “классов”, или отделений: “математические науки и которые от них зависят” (тут изучались математика, астрономия, география, навигация и механика), “все части физики” (физика, теоретическая и экспериментальная, химия, анатомия и ботаника) и гуманитарные науки (история, право, политика, этика, искусство красноречия). В документе не было определенного указания на то, входит ли в состав академии созданная ранее Кунсткамера. Говорилось только, что она должна была предоставлена в пользование академикам и учащимся.

Император считался верховным руководителем академии, но ей предоставлялось право выбора президента, равно как и право избрания своих членов, чтобы тем, которые “в науках произошли, градусы академиков давать могли” (рядом с эти пунктом Петр написал на полях резолюцию “Позволяется”). Ведение ученой корреспонденции поручалось секретарю академии. Для управления материальной частью устанавливались должности директора, двух его заместителей и одного чиновника, ведавшего деньгами.

28 января был опубликован указ Сената об учреждении Академии наук, извещавший о том, что Петр I “указал учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили бы книги”. На ее содержание опускались денежные средства в размере 24 912 рублей. Академикам Петр пообещал выдавать “довольное жалование”. Особенность Петербургской академии с самого начала состояла в том, что она создавалась государством и с момента основания находилась на его содержании, в то время как Академии Западной Европы

Похожие материалы

Информация о работе