Особенности лекарственного обеспечения населения в условиях севера

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Российские аптеки №1-2 2004 год

Бизнес-практика

Маргарита Апсатарова, заместитель начальника фармацевтического управления Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО); Надежда Бреднева, д,ф.н., профессор, зав. кафедрой фармации ФПК и ППС Тюменской государственной медицинской академии; Вера Зевакова, доцент кафедры фармации, к.ф.н.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Ханты-Мансийский автономный округ - наиболее благополучная с точки зрения финансового обеспечения здравоохранения территория России. Однако, несмотря на созданные благоприятные условия для дальнейшего развития здравоохранения и фармации, в лекарственном обеспечении жителей автономного округа имеются все же определенные трудности. Важнейшей особенностью организации фармацевтической помощи является обеспечение ее доступности для всех слоев населения, независимо от их места проживания. Поэтому главное место в лекарственном обеспечении населения округа занимают государственные и муниципальные предприятия, хотя частные организации количественно превалируют. По состоянию на 1 января 2003 г. в округе действовало 156 организаций: 17 государственных предприятий (10,9 %), 25 муниципальных, в том числе 16 больничных аптек (16%), 114 частных организаций, среди которых 8 - индивидуальные предприниматели.

В округе наблюдается увеличение численности фармацевтических организаций в основном за счет предприятий частной формы собственности, и их ежегодный прирост составляет в среднем 8,5%.

Таким образом, структура фармацевтических организаций по формам собственности претерпела изменения. Доля государственного сектора сократилась по сравнению с 1998 г. на 7,5%, а частного сектора - выросла на 36%. Структура аптечной сети за последние 5 лет свидетельствует о значительном росте мелкорозничных объектов, а именно частных аптечных пунктов и киосков.

При таком приросте числа аптечных организаций предоставление полного спектра фармацевтических услуг не увеличивается, т.к. аптечные пункты не занимаются изготовлением лекарственных средств и обеспечением населения по льготным и бесплатным рецептам. Эту социальную функцию выполняют государственные и муниципальные предприятия. Особого внимания требует организация лекарственной помощи населению, проживающему в сельской местности. В селах работают филиалы только государственных и муниципальных предприятий, частный сектор не развивается. В населенных пунктах, не имеющих аптек, лекарственная помощь осуществляется через фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), их 92. При этом следует отметить, что до сих пор отсутствует правовая база для реализации медикаментов через ФАП. Требуется незамедлительно решать на законодательном уровне проблемы лицензирования, налогообложения, материального и кадрового обеспечения ФАП. Достаточно разнообразный по содержанию фармацевтический рынок округа порождает ряд проблем, поэтому сегодня очень важно проводить правильную политику

Похожие материалы

Информация о работе