Методическое руководство экспериментальной деятельностью педагогов ДОУ, страница 2

- работа в парах и микрогруппах  над единой темой  («Ознакомление с именами признаков детей старшего дошкольного и раннего возраста», «Обучение составлению рифмовок детей младшего и среднего дошкольного возраста», «Сочинение сказок  с детьми  4-5 и 6-7 лет», «Система планирования по развитию речи детей среднего дошкольного возраста») способствует обмену опытом, объединению профессиональных и творческих  способностей педагогов;

- дискуссии как коллективное обсуждение вопросов, мощное соединение теоретических и практических знаний;

- работа мини - консультативных пунктов. Каждая экспериментальная группа – это консультативный пункт, в котором можно получить не только  теоретическую информацию, но и на практике увидеть приемы работы с детьми, дидактические пособия и игры.

Педагоги экспериментальных групп являются активными участниками проведения  консультаций, семинаров - практикумов, Педагогических советов.

Усвоению педагогами всего дошкольного учреждения информации о базовой модели ТРИЗ «объект – имя признака – значение имени признака», приемах работы с детьми способствовала проведенная консультация «Ознакомление детей с именами признаков», на которой был представлен опыт работы  воспитателей 1 младшей и старшей группы (Барановой Т.А. и Масленниковой Л.И.).

На занятиях семинара – практикума  «Развитие мыслительных операций через решение проблемных ситуаций» (3 занятия) педагоги  дошкольного учреждения  познакомились  с алгоритмом и приемами решения творческих задач, а практические занятия по решению проблемных ситуаций (бытовых и сказочных) помогли максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов. Практические занятия семинара проводили  воспитатели средних групп, работающие по этой теме.

Педагогический совет «Развитие речи детей через ознакомление с именами признаков» с применением метода мозгового штурма  дал прекрасные результаты в генерировании идей педагогов, формированию активной позиции  в инновационной деятельности.

Педагогический совет в форме КВН между командами «Грамотейка» и «Здоровейка»  способствовал активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, принятию нестандартных решений, раскрытию творческих способностей и созданию благоприятного психологического климата среди педагогов.

Ежемесячно в форме круглого стола проводятся заседания Творческой группы педагогов – команды единомышленников, на которых заслушиваются отчеты о ходе проведения экспериментальной работы с детьми, вносятся коррективы в перспективные планы работы, определяются направления дальнейшей работы, разрабатываются дидактические пособия и материалы.

Высокий творческий потенциал педагогов, их активную позицию в экспериментальной работе и  взаимодействие с родителями подтвердила  выставка дидактических пособий и игр: модели имен признаков, изготовленные педагогами каждой группы, Круги Луллия, «Волшебная дорожка» (1 мл.гр.), морфотаблица, алгоритмы сочинения сказок, модели рифмовок, загадок и др.

Результаты экспериментальной работы педагогов ДОУ за 2008 – 2010 г.г.  показали качественный рост их профессионализма.

В январе 2010 года в МДОУ № 4  был проведен районный  мастер – класс «Речевое развитие дошкольников с использованием  методов ТРИЗ - технологии», на котором был представлен опыт работы по обучению детей 4 – 5 лет пересказу через схематизацию литературных текстов и методика работы по сюжетной картине.

В апреле 2010 году  воспитанник МДОУ № 4 Родионов Петя (5 лет) принял участие во Всероссийском конкурсе детских проектов «Мой проект» (г. Ульяновск). Представлен проект «Материал будущего».

Опыт работы педагогов по результатам освоения технологии  (за 2008 – 2009 учебный год) был представлен в сборнике методических материалов «Построение инновационного пространства в ДОУ на основе современных образовательных технологий», «Алые паруса в мире творчества» под ред. Т.А. Сидорчук (г. Ульяновск, 2009 год).

Работа в экспериментальном режиме  создала благоприятные условия для дальнейшего самосовершенствования педагогов. Использование в работе методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ является движущей силой в личностном и профессиональном развитии педагогов.

Наши перспективы связаны с включением в инновационную работу всех педагогов МДОУ.

Работа в режиме эксперимента требует от педагогов большой отдачи: умственной,  физической и эмоциональной. Для повышения эмоциональной устойчивости педагогов психолог нашего дошкольного учреждения разработала и  провела цикл игр – тренингов.