Подвижные игры разных народов как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                                                                                               Бельская Н.С.                                                                                          

Подвижные игры разных народов 

как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. В последнее время особую ценность приобретают несколько забытые, народные подвижные игры. Это обусловлено территориальным перемещением народов, интенсивным взаимопроникновением культур. Дети разных национальностей повседневно общаются, рассказывают сказки, играют в игры,  вносят в свою деятельность элементы национальной культуры.

В народных подвижных играх испокон веков ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, культура, национальные устои. Народные игры издавна считались традиционным средством педагогики, неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. Кроме того, подвижные игры являются прекрасным средством формирования коммуникативной компетентности, а точнее:

  1. Умение продуктивно взаимодействовать в системах «ребенок – ребенок»,

«ребенок -     взрослый»:

- умение выслушать партнера и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослым и со сверстниками;

- умение отстаивать свою точку зрения в общении;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение принимать помощь;

  1. Умение с уважением относиться к ценностям (религиозным, этническим, личностным, профессиональным) других людей; умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
  1. Умение реагировать в конфликтных ситуациях в соответствии с культурными нормативами, а также готовность к социальному взаимодействию.

В нашей группе есть дети четырех национальностей – русские, чуваши, татары, армяне. Мы посчитали невозможным опустить этот факт и заинтересовались коллекционирование и разучиванием подвижных игр разных народов. В процессе изучения мы провели аналогию между подвижными играми разных народов и нашли много общего в правилах игр. Например, русская народная игра «У медведя во бору» и  татарская народная игра «Серый волк» (Сары буре); русская игра «Бездомный заяц» и татарская игра «Скок-перескок» (Кучтем - куч); игра «Рыбак и рыбки» и чувашская игра «Хищник в море» (Сеткан кайак тинэсрэ). Так же у всех народов популярны такие игры как «Жмурки», «Прятки», «Горелки» в различных вариантах.

Мы взяли за правило каждый квартал разучивать по одной национальной игре, учитывая развитие всех основных видов движения: бег, прыжки, метание, развитие внимания и т.д. Ниже представлено описание подобранных нами вместе с детьми и родителями народных подвижных игр.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ

«Гуси-лебеди» - русская народная игра

Цель: упражнять детей в беге по прямой, умении действовать по сигналу; развивать           умение вести диалог с взрослым

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят из дома довольно далеко.  Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и  гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Так летите же домой!

- Серый волк под горой не пускает нас домой!

- Так летите,  как хотите, только крылья берегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становиться волком.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Гуси должны лететь по всей площадке. Волк может ловить только после слов: «Только крылья берегите!»

«У медведя во бору» - русская народная игра

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием; развивать умение договариваться друг с другом при выборе водящего.

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот,  медведь,  неожиданно,  бежит за играющими детьми,  и старается  кого-то поймать.

ПРАВИЛА ИГРЫ: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а поддразнить его.

«Серый волк » («Сары буре» - татарская народная игра)

Цель: упражнять в беге по прямой с ускорением и торможением, формировать умение действовать в рамках игры, вести диалог с взрослым.

Одного из играющих выбирают серым волком. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу выходит ведущий и спрашивает : (дети хором отвечают)

-Вы, друзья, куда спешите?

-В  лес дремучий мы идем.

-Что вы делать там хотите?

-Мы малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы варенье приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

-Серый волк нас не догонит!

После слов «не догонит» серый волк  встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними , пойманных детей уводит в логово.

ПРАВИЛА ИГРЫ: изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова, ловить убегающих можно

Похожие материалы

Информация о работе