Особенности построения дидактической работы по решению творческих задач для развития творческого мышления старших дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Такое мышление основано на стратегии, генерировании множества решений одной  задачи.

В работе над развитием творческого креативного мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Во второй половине 20 века исследования творческого мышления стали расширяться. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственности  за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Систематичность последовательность позволяют управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются.

Диалектически мыслящий человек может почувствовать и сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:

-  наглядно-действенное,

-  причинное,

-  эвристическое.

В соответствии с этим, необходимо подбирать игры, упражнения, творческие задания.

Мы поставили задачу развития творческого мышления для того, чтобы, сталкиваясь с проблемами, творческими задачами, дети были готовы решать их.

В своей работе мы опирались на дидактические принципы, описанные А. Гином.

I.  Принцип свободы выбора. В любом виде деятельности ребенок должен иметь свободу выбора, например, в рисовании выбрать фон будущего рисунка. В развитии речи рассказать о каком-либо объекте на картине. Быть ведущим в какой-то игре.

II.  Принцип открытости. Т.е. решение творческих задач, на которые нет точного конкретного ответа. Как сделать так, чтобы всем в группе было комфортно, хорошо. Кто-то любит бегать и ему нужно много места, кто-то любит читать и ему нужна тишина и т.д.

III.  Принцип деятельности. Т.е. получение знаний в деятельности. Что-то на познавательном занятии узнали, придумали, предложить зарисовать, сложить, смена деятельности в течение занятия.

IV.  Принцип обратной связи. Т.е. контроль процесса обучения. Что мы сейчас делали? Как мы это делали? Для чего? Это позволяет развивать у детей память, произвольное внимание, рефлексию.

V.  Принцип идеальности. Т.е. при наименьших затратах со стороны педагога в подготовке к занятию и наибольшее желание самих детей в занятии, заинтересованность. Использование проблемных ситуаций, чтобы дети сами хотели что-то узнать.

Основываясь на данных принципах, мы взяли общую теорию сильного мышления (ОТСМ) и теорию решения изобретательских задач в качестве основных инструментов развития творческого мышления дошкольников.

ОТСМ содержит в себе аксиомы творческого мышления, выведенные

Похожие материалы

Информация о работе