Характеристика возможных направлений выполнения творческих проектов школьниками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Исследовательской мы считаем задачу, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. Типовая формулировка исследовательской задачи: «Дана система, включающая (указать составные её элементы) для выполнения (указать основную полезную функцию, полезное назначение). При её функционировании возникает (указать непонятное явление, функция). Необходимо объяснить: почему и как оно происходит».

Пример исследовательской задачи. Роберт Бойль установил в одном из своих опытов, что при откачивании воздуха из сосуда с магнитом притяжение последнего уменьшается. Но любой современный физик скажет - не могло отсутствие или наличие воздуха изменить силу магнита. Как же Бойль получил такой результат? Учтем, что он был серьезным экспериментатором и очевидных "ляпов" не допускал...

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

2.  Изобретательский проект

В изобретательской задаче требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно. Обычно предлагается решение, которое, казалось бы устраняет проблему. Но при этом ухудшается другая часть системы, другая функция. Возникает противоречие.  Изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: «Как быть?», «Как сделать?». Основной признак изобретательской задачи - она  нацелена на нахождение дотоле неизвестных вариантов.

Типовая формулировка изобретательской задачи: «Дана система, включающая (указать составные её элементы) для выполнения (указать основную полезную функцию, полезное назначение). При её функционировании возникает (указать вредную функцию, вредное назначение). Необходимо её устранить, не допустить. Как быть?».

Пример изобретательской задачи. Ситуация на Канашском заводе. Ремонтируют вагоны. При ремонте колесной тележки гайки сажают на мастику - чтобы не отворачивалась при движении вагона. А когда вагон приходит на ремонт, не могут эту гайку отвернуть. Традиционная технология:  рабочий берет метровый гаечный ключ, сажает его на гайку и дубасит молотом по ключу! Рано или поздно гайка поддается, но сколько потов сойдет с рабочего! А сколько времени уходит! Закупили машину для отворачивания гаек во Франции. Заплатили тысячи долларов…машина скручивает вагонную ось, а гайка сидит как влитая! Как быть?

3.  Конструкторский проект

Этот тип задач не содержит острых противоречий.  и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию). В них предлагается придумать (создать) объект (устройство) под заданную цель (функцию, тему). «Создайте…». Пути достижения конечного результата в принципе ясны, и требуется проектирование изделия, разработка технологии и системы мер.

Типовая формулировка конструкторской задачи: «Исходной системы

Похожие материалы

Информация о работе