Обучение детей 4-6 лет работе с творческими задачами: Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Прошлое –  папирус, пергамент; для рукописных книг выделывалась тонкая кожа молодых животных – телят, ягнят, козлят.

Будущее

Улучшение имеющегося:

-  изнашивание (непрочная бумага): прочный материал, который не будет рваться.

-  Размер (большая, маленькая): книга, которая при ненадобности складывается и помещается, например, в кошелек, а при необходимости раскладывается до нужных размеров.

Книги  нет, а ее функция выполняется:

-  магнитоизлучатель, который передает информацию непосредственно в мозг человека.

-  способность всего человечества передавать мысли и информацию на расстоянии.

Функция отпадает:

-  люди, в которых генетически заложена вся информация.

3. Формулировка и решение противоречия:

-  Нет текста – есть текст: книга содержит буквенный набор; перепрограммирующаяся книга (компьютер).

-  Книга должна быть тяжелой – книга должна быть легкой: съемно-разъемный файл.

-  Хорошо, что книга открывается – хорошо, что книга закрывается, но распадается: странички липучки.

-  Быстро – медленно (чтение книги): книга со схематичным текстом.

«Продукты питания» – сыр

1. Игра «Хорошо – плохо» по вариантам:

«Наоборот».

-  свежий – старый

-  дорогой – дешевый

-  вкусный – безвкусный

-  ароматный – вонючий

-  импортный – экспортный

-  нагруженный – выгруженный (сыр как товар)

-  выгодная – убыточная (торговля сыром)

-  производство – потребление (сыра)

-  мягкий – твердый

-  купленный – проданный

«Маятник».

«+»

«-»

Съедобный

Много не съешь.

Вкусный

Может испортиться.

Полезный

Дорого стоит.

«Перевертыши».

В: Сыр съедобный. Это хорошо. Почему? Д: Потому что он вкусный. В: Сыр вкусный. Это плохо. Почему? Д: Потому что, когда его много съешь, заболит живот. В: Заболит живот. Это хорошо. Почему? Д: Потому что можно не ходить в детский сад. В: Можно не ходить в детский сад. Это плохо. Почему? Д: Потому что не встречусь с друзьями. В: Не встречусь с друзьями. Это хорошо. Почему? И т.д.

«Один – хорошо, много-плохо».

ОДИН.

«+»

«-»

Только я могу попробовать.

Съешь, а больше нет.

Не растеряешься в выборе.

Если не съешь, сыр быстро испортится.

МНОГО.

«+»

«-»

Большой выбор разных видов сыров.

Хочется попробовать много сортов сыра, но он дорого стоит.

Хватит всем.

Занимает много места на витрине…

2. Логика системного мышления по объекту.

Основная функция – утоляет голод.

Вспомогательная функция – служит украшением стола, является составляющим многих блюд…

Подсистема –  оболочка, сам сыр.

Надсистема – по месту: применяется по месту использования; по назначению: продукт питания.

Прошлое –  отжатое скисшееся молоко.

Будущее

Улучшение имеющегося:

Оболочка: самовосстанавливающаяся оболочка для того, чтобы сыр не засыхал.

Портится: долго хранящийся сыр, в котором сохраняются все питательные вещества.

Сыра нет, а его функция выполняется:

- Порошок, при употреблении которого появляется чувство, что ты съел кусочек сыра.

Функция отпадает:

-  Людям не нужен сыр, так как будет создан универсальный продукт питания, включающий в себя все необходимые составляющие. 

-  Людям не нужны вообще продукты питания (питаются воздухом или универсальными таблетками).

3. Формулировка и решение противоречия:

-  Аромат – неприятный вкус: сыр сам меняет запах, или сыр с ароматизаторами.

-  Свежий – старый: корочка стареет, а сыр остается свежим; когда ты отрезаешь кусочек сыра, то он сам покрывается корочкой.

-  Мало – много: сыр сам маленький, но когда его съешь, то его в животе станет много; сыра покупаешь мало, а воде его становится много.

-  Надо резать – не надо резать: сам сыр нарезан на кусочки и собран в целый сыр.

«Письменные принадлежности» – ручка.

1. Игра «Хорошо – плохо» по вариантам:

 «Наоборот».

-  старая – новая

-  дешевая – дорогая

-  своя – чужая

-  толстая – тонкая

-  купленная – проданная

-  полная - пустая

«Маятник».

«+»

«-»

Оставляет след.

Чернила пачкают руки.

Можно использовать вместо указки.

Небольшого размера (при использовании вместо указки, рукой закрываешь показываемую картину…)

«Перевертыши».

В: Ручкой можно писать. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что можно что-нибудь написать. В: Что-нибудь написать это плохо. Почему? Д: Потому что можно поставить кляксу. В: Можно поставить кляксу. Это хорошо. Почему? Д: Потому что кляксу можно дорисовать. В: Кляксу можно дорисовать. Это плохо. Почему? Д: Потому что будет грязь в тетради. В: Будет грязь в тетради. Это хорошо. Почему? Д: Потому что мама тогда купит мне новую красивую тетрадь. В: Мама купит новую тетрадь. Это плохо. Почему? И т.д.

«Один – хорошо, много - плохо».

ОДИН.

«+»

«-»

Есть только у меня.

Быстро заканчиваются чернила.

Все будут удивляться.

Может сломаться.

Только я смогу пользоваться ею.

МНОГО.

«+»

«-»

Хватает на всех.

Часто теряются.

Бывают разноцветными.

Их не жалко.

Можно не только рисовать, но и что-нибудь из них складывать.

Много денег тратишь на покупку ручек.

2. Логика системного мышления по объекту.

Основная функция – оставляет след на листе бумаги.

Вспомогательная функция –  можно использовать как указку, счетные палочки…

Подсистема –  стержень, корпус, колпачок, чернила.

Надсистема – по месту: находится по месту использования (школа, детский сад, бухгалтерия…). По назначению – письменные принадлежности.

Прошлое –  палочка (кипу, вампум), тушь и кисточка, чернила и перо…

Будущее

Улучшение имеющегося:

-  Чернила: самовосстанавливающиеся чернила под воздействием солнечных лучей.

-  Корпус: многофункциональный корпус (ручка-ножик…).

Ручки  нет, а ее функция выполняется:

- Мыслевоспринимающая бумага (захотел что-то записать, провел рукой по листу бумаги, мысли зафиксировались).

Функция отпадает:

-  Возможности мозга человека (суперпамять) передача и сохранение информации в течение длительного времени.

-  Вся информация сама по себе записывается где-то.

3. Формулировка и решение противоречия:

-  Оставляет след – не оставляет след: заправляющийся стержень; подключение потока чернил через краскопровод.

-  Маленькая – большая: раздвижная ручка.

-  Теряется – находится: ручка на магните; ручка привязанная к тетрадке; ручка с место определителем.

-  Далеко – близко (пишет): пишет на расстоянии от листа бумаги

Похожие материалы

Информация о работе