Обучение детей старшего школьного возраста постановке разных типов вопросов

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Кулькова Л.В.,

воспитатель

Обучение детей старшего школьного возраста

постановке разных типов вопросов

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. В дошкольном возрасте дети очень любят много задавать вопросов. Поэтому, в процессе познания, вопрос играет ключевую роль. Можно без преувеличения сказать, что познание начинается с вопроса. Вопросы – это способ получения информации. Он направляет мышление ребенка на поиск, пробуждает потребность в познании.

В процессе работы было замечено, что дети старшей группы задавали однотипные вопросы. Для развития умения задавать вопросы мы изготовили пособие в форме дидактической игры -  «Радуга вопросов». В этом пособие мы включили вопросы разработанные Фединцевой А.Н. Это : уточняющий, почемучкин, воображаемый, описательный, оценочный, субъективный, восполняющий.

Дети очень любят слушать литературные произведения: сказки, рассказы, стихи. Но при беседе по содержанию не могут конкретно задать тот или иной вопрос. Тогда нам помогли вопросы, которые мы сделали в виде радуги. Каждому цвету радуги соответствует один тип вопроса. Например: красный цвет – субъективный вопрос, оранжевый цвет – уточняющий вопрос, жёлтый цвет -  почемучкин вопрос, зелёный цвет – оценочный вопрос, голубой цвет – описательный вопрос, синий цвет – восполняющий вопрос, фиолетовый цвет – воображаемый вопрос.

Одну неделю мы учили задавать вопросы одного типа, знакомя одновременно со знаком, который обозначает тип вопроса. Ознакомившись  и выучив все типы вопросов,  мы решили поиграть в игру «Журналисты».  Сначала уточнили, кто такие журналисты ?  Что им нужно для работы? И решили взять интервью у сказочных героев литературного произведения Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Задавая конкретный вопрос дети старались правильно его сформулировать. А другие дети должны были правильно ответить на вопрос по содержанию.

Прочитав немало книг,  мы решили взять интервью у других сказочных персонажей литературных произведений. Ребёнок брал конкретный вопрос,  задавал его всем сказочным персонажам конкретного произведения, затем другой ребёнок брал другой вопрос и задавал вопросы этим же сказочным героям. Дети легко справлялись с задаванием вопросов.

Таким образом,  грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить необходимую информацию в системе коммуникации с окружающим миром.

Опираясь на дидактическое пособие «Радуга вопросов» и используя разные типы вопросов, дети взяли интервью у своих родителей об их детстве. И мы создали альбом «Детство наших родителей».

Детям очень понравилось быть «журналистами» и они хотят взять интервью у сотрудников нашего детского сада.

 


Похожие материалы

Информация о работе