Исследование степени освоения детьми дошкольного возраста модели «Объект - имя признака - значение имени признака», страница 2

2.  По этой таблице определяется наибольшее, наименьшее и среднее количество признаков по каждой из 3-х ступеней (автоматизация, схематизация, понимание).

3.  Определяется уровень освоения:

- высокий уровень освоения соответствует примерно 25% детей, у которых наибольшее количество названных признаков.

- средний уровень соответствует примерно 50%  ответов детей.

- низкий уровень соответствует примерно 25% детей, у которых наименьшее количество названных признаков.

4.  Составляются графики результатов по 3 ступеням освоения модели.

5.  Анализируется степень освоения каждого из 18 признаков по второй ступени освоения признака - схематизация. Это делается для того, что бы понять, какие признаки меньше всего усвоены, и над чем нужно работать.

6.  Делаются выводы из исследования и даются рекомендации.

Результаты проведенного нами исследования в старшей группе детей представлены на рисунках 1, 2 и 3.

Рисунок 1.

Из графика 1 видно, что детям пока еще сложно самостоятельно описывать предмет по всем 18 признакам. Большинство пока еще выделяет самостоятельно 1-3 признака.

Рисунок 2.

Из графика 2 видно, что дети  могут описывать предмет, считывая признак со схемы. В среднем дети называют 7-12 признаков по схемам. Хотя некоторыми детьми уже освоены 17 признаков предмета. Таким образом, есть потенциал для освоения детьми высшей ступени – самостоятельного применения имени признака.

Рисунок 3.

Из графика 3 видно, что имена признаков уже освоены хорошо и с помощью взрослого большинство детей уже могут назвать  значение 13-15 признаков предмета, а некоторые дети и все 18 признаков.

Что касается степени освоения каждого признака на уровне понимания и принятия его схемы ( схематизация), то результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4.

Из графика видно, что лучше всего детьми освоены такие признаки, как цвет, размер, части, вес, а плохо освоены  - ориентация предмета в пространстве, структура соотношения частей, изменений предмета во времени и как ни странно количество.

Проанализировав эти данные, мы сделали следующие выводы и рекомендации:

  1. У детей старшей группы степень самостоятельного освоения признака не высокая. Встречаются дети, которые не могут самостоятельно описать объект. Необходимо больше проводить занятий, на который ребенок сам описывает предметы, тем более, что 2 ступень (схематизация) у многих детей уже освоена и есть база для развития 3 ступени.
  2. Что касается принятия обозначения, его схематизации, то необходимо работать со схемами, проводить интересные игровые занятия с использованием наглядных пособий, подготовленных воспитателями.
  3. Такие признаки, как структура соотношения частей, ориентация в пространстве, изменение во времени необходимо закреплять с детьми старшей группы. Возможно, стоит изменить и доработать схемы этих признаков, сделать из более понятными детям.

4.  Расширять диапазон значений признаков объектов, вводить промежуточные значения: Цвет: разноцветный - одноцветный, тусклый - яркий, темный - светлый и т.д. Форма: плоская - объемная, круг – шар. Температура: холодная - горячая, прохладная - теплая, комнатная и т.д.

  1. Понятие нормы освоения признаков для детей каждой возрастной группы нами пока еще не выработаны для этого мы будем проводить плановые диагностические исследования с помощью методики Ефимовой Т.А.

6.  Провести консультацию с родителями по данной теме. Предложить родителям список признаков, их обозначение и значение, картотеку игр для самостоятельной работы дома с детьми.

Трудности проведения обследования детей с помощью методики Ефимовой Т.А. «Объект – имя признака – значение имени признака»:

  1. Нет пока четких уровней освоения модели для каждой возрастной группы.
  2. Дети путаются в парах таких признаков как структура расположения частей – части; рельеф – материал; место расположения – ориентация в пространстве, а сила проявления признака пока сложна для понимания и принятия.
  3. Сложность использования схем признаков  в том, что часто дети считывают не имя признака со схемы, а предмет, который обозначает этот признак. Например, капля как символ влажности, иногда воспринимается как просто капля.

Таким образом, методика Ефимовой Т.А.  «Объект – имя признака – значение имени признака» доказала свою состоятельность и эффективность в использовании, она позволяет увидеть, над чем нужно работать еще с детьми, но необходима еще работа над ее совершенствованием и внедрением в практику.