Социально-психологические проблемы исследования личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция Социально-психологические проблемы исследования личности.

План лекции

1.  Проблема личности в социальной психологии.

2.  Социально-психологические качества личности, проявляющиеся в группе (самооценка, самоотношения и отношения

3.  Социальная установка, ее динамика и функции:  приспособления, знания, выражения,  защиты поведение личности.

4.  Регуляция поведения личности в группе. Социально-психологические качества личности, проявляющиеся в группе. Самооценка и ее характеристики

5.  Противопоставление личности и группы. Психологическая защита личности от группы.

6.  Исследование качеств личности в группе.

1.Проблема личности в социальной психологии

Характеризуя человека в жизни, мы часто употребляем слово "личность".  Это понятие введено  в психологии для того, чтобы  определить наиболее  важные и устойчивые  психологические черты человека,  помогающие нам лучше понять его поступки. .

Личность – то,  что складывается в доминирующие черты характера,   преобладающие мотивы поведения,  то, что человек приобретает по жизни  в результате обучения и воспитания. Это и привычки человека, и его отношение к себе,  и его чувства, и то, какие роли и задачи в жизни берет на себя человек.  Таким образом, личность с психологической точки зрения – почти все, за исключением познавательных процессов, да то, многие психологи включают и их  в понятие личности.

Многообразие подходов (биологический, социологический, гуманистический) к определению личности указывает на и сложность этого явления. Личность с позиций социальной психологии -  системное качество, которое  приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в общении и  совместной деятельности.  В структуре личности  выделяются основные составляющие: 1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида; 2) потребностно-мотивационная сфера – нужды человека в определенных условиях жизнедеятельности и  источники побуждения к деятельности, задающие основные тенденции ее поведения; 3) эмоционально-волевая сфера – переживание своего отношения к тому, что происходит вокруг и  умение преодолевать внешние и внутренние трудности  при  совершении целенаправленных действий; 4)познавательная сфера; 5) характер – совокупность устойчивых,  прижизненно формируемых свойств; 6) способности – сочетание психических свойств – условий  успешного выполнения конкретной деятельности, 7)  мировоззрение, 8) мораль, 9) отношение к себе и людям.

Основные  свойства личности: темперамент, характер человека,  его способности,  интересы, проявляющиеся в общении с другими людьми, в  динамике освоения различных видов социально-значимых видов деятельности

Многие гуманитарные науки изучают личность. Наиболее родственные социальной психологии – социология  имеет такой раздел – социология личности, изучение личности в  родственных для социальной психологии науках опирается на следующие положения:

общая психология

социология

Личность – человек,  взятый в системе его  психологических характеристик,  проявляющихся в общественных связях,  определяющих поступки человека,  значимые для него и его окружающих. (Р. С.  Немов)

Личность -  носитель определенного социального типа, исполнитель социальной роли

Психологические свойства личности:

1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент,  половые, возрастные свойства  личности).

2. индивидуальные особенности психологических процессов и состояний: познавательных,  эмоциональных,  волевых.

3. Подструктура социального  опыта:  знания, ум, навыки.

4. Подструктура направленности личности:  способности, интересы, влечения.

Социальные свойства личности:

1. Социальные установки личности,

2. Социальные ожидания личности,

3. Социальные нормы поведения личности.

Социальная психология.

Определение  личности из  общей психологии. Личность – человек,  взятый в системе его  психологических характеристик,  проявляющихся в общественных связях,  определяющих поступки человека,  значимые для него и его окружающих. (Р. С.  Немов)

Цель изучения: выявление конкретных закономерностей, которым подчиняется поведение и  деятельность личности, включенной в определенную социальную группу,  в которой личность усваивает социальные влияния, а также, в каких группах реализует свою социальную сущность.

Изучает преломление  общепсихологических качеств личности  в общении и деятельности как социально-психологические свойства личности:

Роль  для личности конкретной, реальной малой группы очень велика

Похожие материалы

Информация о работе