Введение в психологию профессионального развития: Учебное пособие (Теоретико-методологические основы профессионального развития)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности.

Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия. В прикладных отраслях психологии — психотехнике и психологии труда — при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития. В это же время в индустриальных странах Европы и США возникали психологические теории профессионального развития.

На первых порах главное внимание уделялось поиску возможностей повышения эффективности производства. Во второй половине XX столетия в рамках исследования карьеры специалистов начали разрабатываться новые концепции профессионального развития. Продвижение по должностным ступеням стало рассматриваться в них как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

В последнее время в зарубежной психологии получила распространение концепция поливариантной карьеры. Ее основные положения заключаются в следующем:

-  профессиональная биография каждого работника признается уникальной;

~ динамику профессионального развития определяют карьерные циклы, каждый из которых состоит из мини-стадий профессионального становления;

-  переход от одной стадии к другой сопровождается краткими, по интенсивными периодами обучения (повышение квалификации);

-  профессиональная успешность обеспечивается уровнем разпития метаумений, так называемых компетенций.


В отечественной психологии в 1980-е гг. исследования проблем профессионального развития велись по таким направлениям:

-  профессиональное становление;

-  формирование профессионализма и профессионализация субъекта деятельности;

-  профессиональное самоопределение личности.

В исследованиях четко проводился субъектно-деятельностный подход, важное значение придавалось активности самой личности — сценаристу своей успешной профессиональной жизни. В качестве механизмов профессионального развития рассматривались саморегуляция, саморазвитие, самоорганизация. Дифференциация профессионального развития на этапы, стадии, периоды осуществлялась по различным критериям; по уровню выполнения деятельности, социальной ситуации, ведущей деятельности, уровню профессионализма и др. Главное внимание уделялось исследованию психологических феноменов, механизмов и закономерностей продуктивного профессионального развития.

В конце 1980-х гг. в отечественной психологической науке оформилась новая отрасль — акмеология, Ее особенность — ориентация на прогрессивное развитие личности и ее самосовершенствование. Акцент делался на закономерностях развития профессионализма.

Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследо

Похожие материалы

Информация о работе