Мыслительные операции дихотомии в работе с детьми 3-4 лет

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Канайкина Е.М.,

воспитатель

Мыслительные операции дихотомии в работе с детьми 3-4 лет.

При работе с творческими задачами необходимо использовать мыслительные операции, позволяющие выявить необходимый материал из проблемного поля. От группировки признаков и выбора оснований для классификации объектов зависит стратегия решения творческой задачи. В традиционной педагогике работа с творческой задачей сводится к перебору вариантов, что в конечном итоге является крайне неэффективным мыслительным действием. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи.

В ОТСМ – ТРИЗ – педагоги выработали определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решаешь не подборами всевозможных  вариантов, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.

Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска – игра «Да-Нет». В зависимости от образовательных задач, тренингам  на основе игры «Да – Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, грамоте, ознакомлении с окружающем миром, с природой, в музыкальном образовании и т.д.

На наш взгляд, чем раньше мы начнем формировать мыслительные операции сужения поля поиска, тем лучше дети научатся работать с проблемными полями. Нами была проведена целенаправленная работа по обучению детей 4-го года жизни сужению поля поиска в пространстве.

Начали мы эту работу с освоения горизонтальной линейной «Да-Нетки» из 5 объектов. Чтобы сузить поле поиска в линейном ряду, необходимо обозначить середину. Для определения середины линейного ряда хорошо использовать малышам метод  «руками и носиком» т.е., ребенок, раскрывая широко руки и касаясь ладошками начала и конца линейного ряда, носиком упираемся в его середину. Затем дети задают ведущему вопрос, показывая серединный объект. Ведущим в мл. группе является воспитатель. На все вопросы детей он может отвечать: да или нет. Спросив про середину, дети задают вопросы про другие объекты линейного ряда, опираясь на направление: слева или справа относительно середины. После того, как дети освоили ряд из 5 предметов, мы его увеличили сначала до 7, потом до 11 объектов.

Затем мы предложили детям линейный ряд на бумажной ленте, направленный сверху вниз. Здесь определение середины методом «руками и носом» не годилось. Поэтому мы с детьми освоили метод «качели» т.е.,  ребенок вместе с воспитателем  соединяют концы бумажной ленты, определяя тем самым средний объект на бумажной ленте.  Затем дети, опираясь на середину, задают вопросы, пользуясь качелями «выше-ниже». Если дети своим вопросом отсекли, например то, что выше середины, то тогда мы складываем ленту пополам и у оставшейся половинки снова находим, тем же методом «качели», серединку. Когда остается в результате два объекта мы, сужая поле поиска, используем значения имен признаков, определяя загаданный объект. Например: Это по цвету красное? (если это фрукты). Здесь называем значение признака – цвет. Или: У этого объекта пушистый хвост? (если это звери). Здесь значение признака – части и рельеф и т.д.

После того, как мы с детьми освоили вертикальную и горизонтальную линейные «Да – Нетки», мы решили поработать с горизонтальной плоскостью стола. Чтобы сузить поле поиска на плоскости стола, я предложила пользоваться шнурками или веревочками. При помощи них мы сначала с детьми делили стол, с расставленными на нем объектами, на переднюю и заднюю часть, затем на левую и правую. Отсекая вопросами ненужные нам части стола, мы накрывали их салфетками. Когда мы определяли нужную нам часть, где находился заданный объект, то среди нескольких объектов мы находили его, опять же , путем определения значений имен признаков, т.е. при помощи цвета, или места нахождения, или частей и т.д.

Недавно мы с ребятами освоили  удаленную «Да – Нетку». Составляя удаленный ряд из игрушек или других объектов, мы определяем середину

Похожие материалы

Информация о работе