Экологические аспекты паразитизма в типе Arthropoda, классе Insecta

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРАЗИТИЗМА В ТИПЕ Arthropoda, классе Insecta"

I. Научно-методическое обоснование

            Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении курса кожных, инфекционных болезней, эпидемиологии, при работе врачом общей практики.

II. Цель

          1. Научить студентов обосновывать методы лабораторной диагностики и диагностировать представителей класса Насекомые, их яйца, личинки, разрабатывать меры борьбы с насекомыми - переносчиками возбудителей и возбудителями заболеваний человека.

            2. Проверить степень усвоения студентами знаний по характеристике класса Насекомые, строению, циклам развития, медицинскому значению отрядов Тараканы, Клопы, Блохи, Двукрылые.

III. Задачи 

           1. Знать особенности морфологии, биологии и медицинское значение представителей отрядов Тараканы, Клопы, Вши, Блохи, Двукрылые.

            2. Уметь микроскопическими методами диагностировать насекомых, имеющих медицинское значение.

            3. Ознакомиться с мерами борьбы с насекомыми, имеющими медицинское значение.

IY. Содержание, хронокарта занятия 

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

  N │                                                         │Время

 п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

  1 │                            2                            │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

 1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                    5

 2.   Проверка знаний студентов методом фронтального опроса.    40

 2.1  Класс Insecta, его характеристика и классификация.

 2.2  Отряд Тараканы. Особенности морфологии, биологии и

медицинское значение черного и рыжего тараканов.

 2.3  Отряд Клопы. Особенности морфологии, биологии и

медицинское значение триатомовых и постельных клопов.

2.4  Отряд Вши. Особенности морфологии, биологии и

2.5  Медицинское значение головной, платяной и лобковой вшей.

 2.5  Отряд Блохи. Особенности морфологии, биологии и

медицинское значение собачей, крысиной, песчаной и человеческой блох.

 2.6  Отряд Двукрылые. Особенности морфологии, биологии и

медицинское значение представителей важнейших семейств отряда:

комариных, бабочниц, мошек, оводов, слепней, мух.

 2.7  Меры борьбы с насекомыми, имеющими медицинское значение.

 2.8  Демонстрация таблиц по ходу разбора материала.

 3.   Тестовый контроль.                                        10

 4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД к выполнению лабораторной работы.                                         

 5.   Выполнение лабораторной работы.                           60

 6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний

      студентов.                                                10

 7.   Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной

      теме.                                                      5

                                                        ИТОГО: 135

──────────────────────────────────────────────────────────────────────

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач 

            Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.

            Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы. При разборе вопроса 2.1 обратить внимание на характерные признаки класса насекомых, деление его на отряды. При разборе вопроса 2.2 воспользоваться таблицей 140. При изучении вопроса 2.3 подчеркнуть, что постельный клоп - вторично бескрылое насекомое, участие его в переносе возбудителей инфекционных заболеваний не доказано.

            При рассмотрении вопроса 2.4 указать на медицинское значение вшей, использовать таблицу 138. При изучении вопроса 2.5 использовать таблицы 133, 136. При разборе вопроса 2.6 воспользоваться таблицей 139. Указать на вопросы, которые студенты плохо разобрали, на необходимость их повторения самостоятельно.

            Дать ООД по выполнению лабораторной работы.

            Студенты изучают и зарисовывают следующие препараты:

           1. Вошь головная.

            2. Лапка комнатной мухи.

            3. Головки самок малярийного и обыкновенного комаров.

            4. Головки самцов малярийного и обыкновенного комаров.

            5. Личинки малярийного и обыкновенного комаров.

            7. Яйца малярийного и обыкновенного комаров.

            Студенты заполняют таблицу "Дифференциальные отличия обыкновенного и малярийного комаров". Преподаватель контролирует правильность выполнения лабораторной работы и производит коррекцию.

            Подвести итог занятия. Дать оценку знаний и умений каждого студента с учетом уровня самоподготовки, правильности изучения и зарисовки микропрепаратов.выполнения. Дать ООД к очередному занятию.

YI. Методическое обеспечение занятия 

 Таблицы:

            1. Мухи - механические переносчики возбудителей кишечных болезней и яиц гельминтов (133) - 3 шт.

            2. Кровососущие двукрылые (134) - 3 шт.

            3. Ротовой аппарат насекомых - переносчиков возбудителей болезней (135) - 3 шт.

            4. Мухи и оводы - возбудители тканевых миазов (136) - 3 шт.

            5. Комары - кровососущие эктопаразиты (137) - 3 шт.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0