Универсальное пособие по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страницы работы

Содержание работы

                                                    Корниенко О.М.,

учитель-логопед

                                                                                                    МДОУ  ЦРР Д/С-108; г. Миасс

Универсальное пособие по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач в развитии   детей в д/с, так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию. В звуковой культуре речи можно выделить два основных раздела: культура речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: 1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слогов, слов, четкой артикуляции. 2. Развитие восприятия речи (слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни соединяясь образуют слова – это линейные звуковые единицы (звук, слог, слово, фраза – «расположены в линию, один за другим»). Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл. Другие звуковые единицы, просодемы, являются надлинейными – это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи.

Для дошкольников, в первую очередь, особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукопроизношение и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков. Ни для  кого не секрет, важность значения правильного звукопроизношения для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов. Данная категория имеет особое значение при подготовке детей к обучению в школе и дальнейшее их обучение. Одна из причин неуспеваемости детей в школе – это недостаток звукопроизношения. У детей формируется комплекс неполноценности, возникают трудности в общении .   С каждым годом количество детей с проблемами речи растет. Поэтому  задача формирования звуковой культуры речи  не теряет своей  актуальности, а в логопедических группах является основной.

Коррекционная работа   в логопедической группе  над звукопроизношением делится на три этапа: - развитие моторики речевого аппарата  5-6 лет - отработка правильного произношения у наших деток - автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке,  который мы осуществляем в течение всего года.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. Это самый длительный и сложный этап, поэтому важное место отводится играм и игровым упражнениям. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях и вне их, появилась необходимость в создании игрового поля универсального характера. Проанализировав уже имеющиеся методические разработки и игры, было создано новое игровое пособие «Улитка». Нами замечено, что работа с пособием создает условия для закрепления поставленных звуков в более увлекательной и интересной форме, а также ускоряет процесс введения их в самостоятельную речь.

Дидактическое пособие   «Улитка»

Необходимое оборудование: - игровое поле в виде улитки; - наборы карточек для автоматизации разных групп звуков: свистящих (С – СЬ, З – ЗЬ, Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорных (Л – ЛЬ, Р - РЬ) и других звуков, если есть такая необходимость; - наборы карточек для игры «Цепочка слов»; - кубик и фишки.

Работа с этим пособием решает следующие  задачи:

-  научить детей дифференцировать их на слух ив произношении; -  закреплять умение  выделять заданный звук в начале, середине и конце слова; - подбирать слова на заданный звук; -  побуждать  детей  правильно произносить слова сложной слоговой структуры; - закрепление навыков чтения.

Какие варианты игр можно предложить?

Варианты игр:

1.  «Мыльные пузыри» - определение первого и последнего звука в слове.

2.  «Звуковые бусы» - дифференциация звуков С-СЬ, нахождение данных звуков в начале и в конце слова.

3.  «Повторяем звуки» - автоматизация звуков в словах (свистящих, шипящих, сонорных). - Закреплять умение называть изображение на картинке, четко выделяя необходимый звук. - Вариант игры с кубиком и фишками. На игровом поле карточки расставлены через одну ячейку. Играют  2 – 4 человека, делаем ход на определенное количество клеток, попадая на картинку, называем ее, а если попадаем на пустую клетку – придумываем свое слово с заданным звуком.

4.  «Различаем звуки» - на игровое поле размещаем предметные картинки на дифференциацию необходимых звуков (С-З, С-Ш, Ш-Ж, Л-Р и т.д.). Дается задание отобрать картинки с одним заданным звуком, а на поле оставить с другим. Для детей 6-7 лет часть картинок можно  заменить на карточки  с напечатанными словами с пропущенным звуком. Попадая на такую карточку, ребенок должен ее прочитать, вставив пропущенный звук.

5.  «Цепочка слов» Используя данную игру на занятии, детям выдается по одной карточке. Начинает взрослый, выставляя первую картинку в цепочке слов , а дети продолжают эту цепочку. Каждое новое звено цепочки, начинается на последний звук предыдущего слова. Можно поиграть и вне занятия. Играют 4-6 игроков. Карточки перевернуты картинками вниз. Дети берут одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот игрок, у кого карточка помеченная звездочкой. Варианты цепочек слов:  ЧЕМОДАН – НОЖ – ЖУК – КОЛОС – СОЛЬ – ЛИСТЬЯ – ЯГОДЫ – ДЯТЕЛ – ЛУК – КРУГ – ГОРОХ – ХЛЕБ – БАБОЧКА – АРБУЗ – ЗОНТ – ТИГР – РУЧКА – АВТОМОБИЛИ – ИНДЮК – КОРАБЛЬ – ЛЕБЕДЬ – ДЕРЕВО – ОГУРЕЦ – ЦВЕТЫ; КАРАНДАШ – ШКАФ – ФЛАЖОК – КУСТ – ТОПОР – РАКЕТА – АВТОБУС – СУК – КЛЮЧ – ЧАЙНИК – КОШКА – АНАНАС – СОМ – МАК-КРОКОДИЛ – ЛУК.

В процессе работы с данным игровым пособием появилась такая необходимость расширить функциональность  использования игрового поля. Было решено включить работу над слоговой структурой слова и работу с предложением. В перспективе планируется дополнить игровое пособие необходимым оборудованием. 

Похожие материалы

Информация о работе