Система игровых упражнений по подготовке детей с речевыми нарушениями к составлению рассказа по портрету

Страницы работы

Содержание работы

Измайлова Е. И.

 Система игровых упражнений по подготовке детей с речевыми нарушениями к составлению рассказа по портрету

У детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности при описании игр, картин, знакомого предмета. По наблюдениям ученых-практиков (Воробъевой В. К., Глухова В. П., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др.), для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микротем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений  

На этапе диагностики мы  выяснили:

- Из предложенных картин (натюрморт, сюжетная картина, портрет, пейзаж) портрет выбирается в последнюю очередь.

- При попытке  составить рассказ по предложенному портрету все 12 детей с ОНР ограничились  беспорядочным перечислением предметов на портрете. (связного рассказа не получилось)

На наш взгляд, это объясняется тем, что дети не знают КАК можно рассказать по портрету.

Для преодоления данных трудностей мы попытались адаптировать алгоритм  составления описательного рассказа по портрету, предложенный Т. А. Сидорчук,  И. Г. Стариковой, для работы с детьми с нарушениями речи.

Была проведена следующая дополнительная работа:

·  сравнение картин разных жанров,

·   обзорная экскурсия на выставке портретов в Художественном музее г. Череповца. Дети познакомились с такими понятиями, как  экскурсовод, экспонат, авторский портрет, ракурс и др. и в конце посещения  составили рассказы о картинах для своих родителей.

·  проведен цикл занятий «Автопортрет». Дети создали  каждый свой портрет, рассказали о нем, затем  эти рассказы были положены в основу спец. выпуска групповой газеты.

·  создание живого портрета по образцу.

·   родительская встреча по знакомству  родителей с приемами работы с портретом

Педагоги группы сделали пособие в форме  круга с 13 незаполненными первоначально  ячейками. Вместе с детьми в совместной деятельности мы начали заполнять кружки - шаги алгоритма. Но, оказалось, что многим  было  непонятно: на каком шаге  в данный момент находится рассказчик, и дети пришли к выводу, что необходима указка, такой указкой стала стрелка на пособии. Ее можно сделать из железного конструктора или проволоки.

Постепенно в индивидуально-подгрупповой работе мы стали заполнять все ячейки, обсуждая с детьми  модели шагов алгоритма.

Игровые упражнения были  подобраны и составлены с учетом речевого дефекта и проблем, возникших в процессе работы над портретом. Для удобства педагогов игры описаны по шагам алгоритма.

1шаг. Имя объектов, пол, возраст.

Дети с трудом придумывали имена для героев картины, определяли возраст персонажей. Для решения данной проблемы мы использовали следующие  упражнения:

- Я знаю пять имен девочек (мальчиков)…

- Разложи картинки: от самого молодого до самого старшего, определи возрастные границы.

- Чем отличается  Маша и Даша.

- Что общего у Маши и Даши.

- Кому что (игры мальчиков и девочек).

- Составление имен из пройденных букв.

- Назови имя на заданный звук.

- Дополни предложение: Я девочка, а Коля…. Мне 5 лет, а старшему брату….

- Решение логических задач на определение возраста.

2 шаг. Реальный и фантастический мир.

Дети путали реальный и фантастический мир, для разрешения этих трудностей мы предлагаем упражнения типа.

- Когда и где это бывает?

- Что перепутал художник?

- Бывает не бывает (с мячом).

- Подвижная игра «Море волнуется раз».

- Чтение сказок, стихов «Фафалины приключения».

- Составление лимериков.

3 шаг. Одежда на портрете. (или покров у животных).

Дети не замечали характерных деталей одежды, а часто детали несут на себе  определенную смысловую нагрузку. Мы объясняем это не только отсутствием внимания, неумением «смотреть» на картину, но и, что немаловажно, бедностью их словаря. Поэтому для работы на этом этапе мы используем задания типа:

- Одень куклу.

- Назови части.

- Назови целое по частям.

- Модельер.

- Найди по описанию.

- Кому – что ( с учетом признаков размера, цвета).

- Чем похожи и чем отличаются…

- «Да-нет» разных видов.

4 шаг. Части, или в каком объеме изображен портрет (во весь рост, по пояс или по плечи и т.д.)

Работать на этом этапе составления рассказа наши дети любят. (Это  похоже на игру «Разведчики» ). Особых трудностей этот шаг не вызывал.

Для активизации словаря по теме мы использовали упражнения типа:

- Я человек, ты - моя часть…

- Кто больше.

- Когда это бывает?

- Что будет, если?

- Волшебники.

5 шаг. Место, где изображен объект. Игры с кругами Луллия.

6 шаг. Время года, часть суток.

К работе в данном направлении дети были готовы, т.к. в схеме рассказа по картине и в универсальной опорной таблице эти шаги имели место. Для закрепления пройденного мы использовали задания типа:

- Я знаю пять названий городов…

- Город – деревня (Общее и различие).

- Составление предложений  с предлогами с использованием Колец Луллия.

- Схемы, лабиринты.

- Подвижная игра «Кошка на дереве, собака на земле».

7 шаг. Возможные запахи, звуки и ощущения руками.

Это работа с анализаторами (наши помощники). Данная работа в системе проводится на нашей группе при составлении загадок, метафор, описательных рассказов по УОТ, повествовательных рассказов на основе «эвроритма», творческих рассказов по картине, поэтому дети 2 года обучения с удовольствием составляют предложения  на этом этапе.

8 шаг. Объекты окружения. (Что окружает героя, какие объекты находятся рядом, какие вдалеке).

Этот шаг похож на 1 шаг при рассматривании сюжетной картины («Подзорная труба», волшебник «Дели»), поэтому трудностей у наших детей данный вид работы не вызвал.

9 шаг. Действия и их цель (Что делают, что хотят сделать).

На первом году обучения этот шаг не идет, т. к. словарь действий мал, в конце 3 периода, в результате целенаправленной работы в данном направлении, дети уже могут самостоятельно набирать по портрету словарь глаголов.

Используются  задания типа:

- Что сначала, что потом…

- Кто, что делает…

- Узнай по действию…

- Узнай по инструменту…

- Игры на формирование умения выявлять функции объекта.

- Подвижная игра «Царь Горох».

10 шаг. Возможные трудности и проблемы героев.

Этот шаг мы включаем только во 2 половине 2 года обучения. Основой для работы являются упражнения с волшебниками (типовые приемы фантазирования), творческие задания на формирование чувствительности к противоречию, разрешение проблемных ситуаций.

11 шаг. Настроение.

Любимый детьми шаг. Здесь можно использовать  все типы заданий на формирование эмоциональной лексики:

Танграм.  «Части лица». «Хорошо -  плохо». «Царевна – Несмеяна». «Составь портрет». «Что сначала, что потом». «Угадай настроение». «Прочитай письмо». «Выбери девочку». «Облака».

12 шаг. Цель с которой автор написал портрет. Вводится во 2 -ой половине года в подготовительной группе.

13 шаг. Название картины и автор.

Работа на основе данного алгоритма помогает детям выстроить  описательный рассказ по портрету, сделать его полным и  интересным.

Похожие материалы

Информация о работе