Эффективность проектной деятельности при подготовке детей к школьному обучению

Страницы работы

Содержание работы

И. В. Калинина - заместитель заведующей по ВМР

А.Г. Апресова– специалист по подготовке детей к школе

Эффективность проектной деятельности

при подготовке детей к школьному обучению

Сотрудничая с учителями начальной школы, педагоги детского сада № 170 «Дружба» г.о. Тольятти  обозначили ежегодную проблему, которая нас очень  тревожила и вызывала у нас профессиональную неудовлетворенность. Проблема выражалась в том, что проведенная работа не дает положительного результата, и большой процент выпускников детского сада не владеют связной речью на достаточном уровне, скудный словарный запас,  затрудняются в пересказе текстов. Решение проблемы мы придумали не сами, а нам пришла на помощь ТРИЗ – педагогика.

Для решения данной проблемы мы начали поиск путей.

Изучили теоретические и практические материалы работы педагогов с детскими проектами  садов  № 147 «Сосенка» г.о. Тольятти,  № 4 «Улыбка» г. Череповец, № 178 «Облачко» г. Ульяновск и увидели, насколько дети ориентируются в материале по теме пройденных проектов,  каких высоких результатов они добились по разделам «Развитие речи» и «Познание».

Для педагогов нашего ДОУ были организованы поездки для стажировки на экспериментальные площадки городов России с целью получения практического, инновационного  опыта работы с дошкольниками в развитии речи и познавательного интереса.

Следующий этап нашей работы заключался в передаче полученного опыта непосредственно воспитателям. Творческая группа ДОУ нашла продуктивные формы работы, которые помогли заинтересовать всех участников образовательного процесса:

- педагогический совет, на котором были раскрыты особенности организации проектов, а так же дана характеристика основных мыслительных навыков, позволяющих организовать познавательную деятельность;

- семинары – практикумы:

·  «Роль проектной деятельности в валеологическом образовании дошкольников»

·  «Проектный метод, как одно из современных дидактических средств»;

- семинары – тренинги:

·  «Алгоритм организации проектов в разных возрастных группах»

·  «Алгоритм решения проблемных ситуаций детьми разных возрастных групп»;

- видеогостиная:

·  видеопросмотр воспитателями материала с экспериментальных площадок: презентация детских проектов, проведение открытых занятий;

- интеллектуальная игра   «Думаем вместе»:

·  совместная деятельность детей и педагогов по организации коммуникаций при решении проблемных ситуаций;

- педагогический театр:

·  «Играем в проект» - отработка и коррекция приемов организации проектной деятельности»;

- просмотры: разных форм педагогического воздействия по формированию коммуникативной компетентности.

Сделав анализ комплексной программы «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой, по которой работает учреждение, мы выделили основные темы и составили план изучения этих тем через проектную деятельность, в ходе которой успешно решаются задачи развития речи и познавательной деятельности.

Традиционный подход к проведению занятий не дает возможности реализовать индивидуальные особенности и раскрыться ребенку в полной мере. Вот, например, идет занятие по развитию речи, прислушайтесь, воспитатель интересно рассказывает детям о жизни животных в зимнем лесу, рассказ сопровождается красочным демонстрационным материалом. По ходу рассказа детям  задается 2-3 вопроса,  и в конце занятия подводя итог, воспитатель получает полные ответы от одних и тех же детей. Казалось бы, все хорошо, но попробуйте  через некоторое время  задать по теме занятия детям несколько вопросов. И что же? Результат оказывается плачевным, мы пробовали! Что же получается? Воспитатель в течение двадцати минут упражнялся в своем красноречии, и даже тот интересный материал, который он пытался донести до детей, усвоился, в лучшем случае на 30%, и то не всеми детьми.  А ведь воспитатель не один вечер посвятила подготовке к этому занятию: искала информацию по теме, подбирала иллюстрации. В результате воспитатель не получает должного удовлетворения от своего труда, а у ребенка создается ситуация неуспеха.  

Теперь работа с детьми начинается не с подачи готовой информации, а с совместного поиска вопросов по теме. Воспитатель дает минимум информации, не раскрывая ее до конца, по нужной теме, через наблюдение, знакомство с литературным произведением, и др., так чтобы у детей возникли познавательные вопросы, на которые им самим бы захотелось найти ответ. Ответы, на возникшие вопросы дети совместно с родителями  находят дома, сами подбирают информацию из различных источников и  делятся ею с детьми в детском саду. В результате образуется копилка. Затем под руководством воспитателя создается картотека, где собранный материал сортируется по разным признакам, для того, чтобы дети могли сделать общие выводы по теме.  В ходе работы с собранным материалом дети придумывают описательные рассказы, стихотворные тексты, загадки, метафоры, сказки, выставки, театрализованные представления, в которых отражают основные признаки изучаемых объектов. Полученные продукты проекта, как завершающая часть работы над темой, демонстрируются во время  презентации проекта, где ребята рассказывают,  что они делали,  как и зачем.

Данная работа параллельно велась и с неорганизованными детьми в группе «Предшкольного образования».

В результате  проведенной работы дети приобрели:

·  навыки работы с информацией;

·  умение делать выводы, выражать свои мысли;

·  умение соотносить свои устремления с интересами других, продуктивно взаимодействовать в команде, отстаивать свою точку зрения;

·  получают опыт ведения диалога ведения со сверстниками, взрослыми;

·  ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

·  умение принимать решение и применять знания в различных жизненных ситуациях.

Результатом – эффектом мы считаем получение высокого уровня  подготовки детей к обучению в школе. В течение 4 лет  мы отслеживали успехи наших выпускников в школе и из 70% детей  - 65% успешны в школьном обучении.

Результатом – продуктом является обобщение опыта нашей работы в Программе Апресова А.Г., Гордова Н.А., Сидорчук Т.А. «Окно в школьный мир» и методическом обеспечении интеллектуально – речевой  подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе.

Похожие материалы

Информация о работе