Модифицированная программа для работы с детьми 5-6 лет «Учимся решать проблемы»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Комитет Образования и науки муниципального образования г.Нягань, ХМАО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань, ХМАО

«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 Буровичок»

Кафедра дошкольного образования ИПК ПРО г.Ульяновск

Дакиева Ю.В., Сидорчук Т.А.

Модифицированная программа

для работы с детьми 5-6 лет

«Учимся решать проблемы»

2012 г.

Рецензенты

Плесовских Т.С.,

председатель Комитета образования и наука г.Нягань, ХМАО.

Нестеренко А.А.,

сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, к.п.н., г. Петрозаводск.

Ответственный за выпуск

Филенко В.А., зав. МДОУ № 5 «Буровичок», г. Нягань, ХМАО.

Дакиева Ю.В., Сидорчук Т.А. «Учимся решать проблемы». Модифицированная программа для работы с детьми 5-6 лет – ООО «Вектор – С», Ульяновск, 2012 – 74 c.

    Программа является результатом многолетней исследовательской деятельности кафедры дошкольного образования ИПК ПРО (г.Ульяновск) и педагога Дакиевой Ю.В. (МДОУ № 5 г Нягань) по поиску оптимальных методов и приемов обучения  работе с проблемами.

     Актуальность методического материала подтверждается Федеральными Государственными требованиями к построению образовательных программ в детских садах.

     Модифицированная Программа по обучению решению проблем предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста.

(С) МАДОУ №  5, г. Нягань – 2012 г.

(С) Дакиева Ю.В., г. Нягань – 2012 г.

(С) Сидорчук Т.А., г.Ульяновск – 2012 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….4

Цель, задачи и учебно-тематический план……………………...………………..5

Последовательность реализации Программы……………………………………9

Примерная сетка планирования работы по решению  проблемных ситуаций с детьми 5 – 6 лет………………………. 14

Технологические карты решений проблемных ситуаций….………………......20

Приложение 1.

Диагностический комплекс «Определение уровня способности детей 5 – 7 лет к работе с проблемными ситуациями»……………………….. 65

Приложение 2.

Общие подходы в работе с проблемами……………………………………….. 67

Список литературы …………………………………………………………… 72

Пояснительная записка

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. 23 ноября 2009 года вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Приказ устанавливает требования к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. В нем также описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения образовательной программы. Одним из этих качеств является – способность ребенка решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами возможно в любых предметных областях. Навыки работы с проблемами являются интегративными, межпредметными показателями уровня развития ребенка.

Ребёнок постепенно готовится к решению различного рода проблем, которые поставит перед ним жизнь, наполненная противоречиями и проблемами. Для этого нужно освоить определённый образ мышления (диалектическое мышление). Чтобы научиться работать с проблемами самостоятельно, необходимо научить ребёнка видеть каждый отдельный элемент окружающего мира в единой структуре; он должен научиться находить противоположности в объектах и явлениях, стать чувствительным к противоречиям, владеть умениями их формулировать и разрешать. Обучение способам работы с проблемными ситуациями ведёт  к появлению умений организации собственной творческой деятельности.

Дошкольный возраст уникален, и важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Работая в рамках индивидуальной экспериментальной программы по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решать проблемные ситуации», мы столкнулись с тем, что в  традиционной  системе дошкольного образования  нет  методики, которая позволяла бы  учить  дошкольников  решать проблемные ситуации. Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ – педагогикой. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер) и аксиомы общей теории сильного мышления (ОТСМ – Н.Н.Хоменко) легли в основу Программы по обучению дошкольников умениям решать проблемы. Данная Программа может быть реализована и с детьми 6-7 лет с учетом усложнения проблемных ситуаций

Похожие материалы

Информация о работе