Вода и ее значение в жизни (Протокол проекта средней группы), страница 2

Вот как Алиса К. Рассказывает об обязанностях дежурных: «Мы должны смотреть за тем как в детском саду экономят воду. Мы ходим на кухню, на прачку и группы. Там висят наши знаки охраны воды. Мы смотрим, у всех ли краны закрыты. Объясняем, как нужна нам всем вода и надо ее беречь. Я даже маме помогаю беречь дома воду!».      

Работа в рамках нашего проекта проходила в тесной взаимосвязи со специалистами детского сада. Совместно с музыкальным руководителем был организован утренник «Путешествие капельки»; со специалистом по ИЗО деятельности проводились занятия тематического содержания «Солнышко и дождик», «Реченька», «Вода нужна всем»; специалист по неживой природе нас консультировал по организации опытов и экспериментов связанных с водой; на физкультурных занятиях дети учились тоже по теме нашего проекта (прыгали через ручейки, ходили по мостику, выполняли упражнения с капельками , играли в подвижные игры «Ручеёк», «Ходят капельки по кругу», «Поймай рыбку».

На наш взгляд новизна нашего проекта заключается в том, что:

·  Мы начали закладывать основу для развития навыков исследовательской работы у детей 5-го года жизни;

·  Начали формировать чувствительность к проблемам, побуждали формулировать и решать противоречия;

·  Познакомили детей с «Системным экраном», который помог нам многое понять;

·  Пополнили активный словарь детей по теме нашего проекта; Дети освоили модели составления образных характеристик признаков воды.

·  Вызвали познавательный интерес у детей с разными уровнями познавательного развития.

Продолжение проекта по разделу:

«СНЕГ – ЭТО ТАЖЕ ВОДА, но замерзшая»

ТЕМА: Снег и его значение в жизни нашего мира.

ПРОБЛЕМА: Снег есть кругом. Как относиться к нему? Каково значение снега в жизни природного мира.

ЦЕЛЬ: Формировать умения производить аналогии с имеющимися знаниями о воде и делать переносы признаков на снег (замершая вода).  

ЗАДАЧИ: 1. Систематизировать знания детей о зиме (сезонных изменениях, связанных с зимним периодом)

2. Расширить знания детей о приспособлении   животного и растительного мира  к зимним условиям. Показать значение снега для выживания природного мира.

3. Расширить представления детей о свойствах воды (смена агрегатного состояния).

4. Обогащать и активизировать словарь образными характеристиками:  зимушка - зима, три белых коня - декабрь , январь , февраль; снегопад, снежная буря, вьюга, пурга, метель, снежинки, сосульки, сугробы, ледяные узоры; снег- белое пуховое одеяло, белая перина, деревья одели белые шубы.

5. Развивать чувствительность к проблемам, побуждать решать противоречия.

6. Продолжать совершенствовать навык экспериментальной деятельности.           

7. Воспитывать интерес к изучению признаков природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

8. Формировать навыки самостоятельной коллективной работы.

Нам хочется сказать, что дети по своей природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые решения, сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. В рамках работы над проектом «Вода и ее значение в жизни человека» и во время наблюдения за детьми в разных видах деятельности мы заметили, что у детей появился интерес к зимним явлениям природы. Детский интерес проявлялся  не только  в  поисковых  вопросах , но и в желании  «докопаться» до сущности явлений и изменений воды в природе.  Примеры детских вопросов: почему идёт снег? почему снег тает? откуда появляется лёд? почему появляется пар на морозе? Нами было проведено несколько занятий на тему «Снег» и мы пришли к выводу, что знания у детей  разрозненные. Мы решили систематизировать эти знания и создать условия для использования их при работе с проблемными ситуациями.

1 ЭТАП:  На первом этапе мы принесли детям письмо из Африки с просьбой к детям рассказать африканским жителям что такое СНЕГ. Тем самым перед детьми встала проблема, как же выяснить признаки снега и охарактеризовать его значение в нашей жизни. Совместно с детьми была создана модель (опорная таблица) признаков снега.

2 ЭТАП: На втором этапе работы мы организовали условия для систематизации знаний, которые основывались на решении задач по теме «Снег». Знания расширялись не только на занятиях, но и в совместной деятельности воспитателей с детьми. Особенно эффективны были опыты, где нас консультировал педагог по неживой  природе. Были выявлены признаки загрязненности, подмораживания (появление наста) и др. В опытах мы пытались подвести детей к тому  что в мире всё взаимосвязано, что снег превращается в воду, а вода под действием низкой температуры может  превратиться в лёд , что снег сохраняет тепло, питает землю водой когда начинает таять. Подводили к оценке признаков снега на уровне: «снег это хорошо и снег это плохо». Знакомили с зимними явлениями через народный фольклор: русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Морозко», «Снегурочка»,  «Зимовье зверей»; загадки; пословицы; поговорки; игры северных народов. Изучались традиции зимних праздников. Собиралась копилка примет.  Совместно с детьми, делали зимние постройки, разукрашивали их природным материалом. Совместно с родителями сделали выставку кормушек для зимующих птиц «Покормите птиц зимой».

3 ЭТАП: Мы сейчас находимся на заключительной стадии нашего               проекта. Отталкиваясь от предложенной идеи детей, мы совместно с ними разработали модель признаков «Снежинка», где условными обозначениями обобщили все накопленные знания у детей о снеге

Мы считаем, что новизна нашего проекта заключается в создание модели обобщающих знаний, которая позволяет формировать у детей элементы словесно-логического мышления и умение решать проблемы.