Государство как интегрированный фактор в пространстве политической власти и управления. Тенденции развития государства как субъекта принятия решений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ                               Глава 2

2.1.    ГОСУДАРСТВО КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ АКТОР В ПРОСТРАНСТВЕ ПОАИТИЧЕСКОЙ ВААСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Понимание общественных места и роли, а также специфики государства как субъекта принятия решений напрямую зависит от трактовки природы и сущности этого центрального общественного института. В рамках того или иного концептуального понимания государства даже его общепризнанные свойства и параметры нередко меняют свое значение, в результате чего модифицируются и трансформируются его управленческие свойства, характер взаимодействия внутренних подсистем и механизмов. Значение концептуальных интерпретаций государства обусловлено также тем, что в условиях глобализации, интенсификации межкультурных отношений стран и народов, а также под воздействием ряда иных современных тенденций меняются многие, в том числе и базовые, функции государства и происходит определенная трансформация его социальной природы как общественного института и особенностей как политического института.

Правда, еще с середины прошлого века Г. Алмонд, Б. Грин, Д. Шапиро и ряд других ученых перестали придавать государству как самостоятельному институту чрезмерно большое значение, отмечая в основном роль его отдельных структур и звеньев. Другие теоретики, симпатизируя сетевым принципам организации совместной жизни, не связывают с правительством решающие полномочия при принятии решений в национальном сообществе. Немало и тех, кто, стремясь окончательно развенчать национальное государство, ставит вопрос о его полном подчинении наднациональным международным струк-

57

турам30. Примечательно, что отдельные авторы, в частности Р. Роудс, даже подходы к понятию «управление» связывают с формами жизни, которые сводят к минимуму вмешательство структур, именуемых государственными31. Однако все эти минимизирующие статусные позиции государства подходы не подменяют, а главное не подчиняют себе его более концептуальные и целостные трактовки.

Еще в XVIII—XIX вв. государство воспринималось в основном как унитарный феномен. Впоследствии в теоретической картине данного явления стали преобладать характеристики, основанные на описании его функционального облика и морфологического содержания. Затем ученые сконцентрировали свои усилия на анализе его политической и управленческой форм и функций. В настоящее время в теоретической картине облика государства все явственнее проступает отражение таких современных тенденций, как интенсификация сетевых способов организации жизнедеятельности людей, разрушающих вертикальные связи власти и населения и ставящих под сомнение эффективность многих форм национально-территориального устройства жизни локальных сообществ. Свою роль в дезорганизации деятельности государства играют процессы, связанные с повышением неравновесности социальной среды, нарастанием конкуренции со стороны частного сектора, ростом ожиданий населения услуг нового качества и др.

Как элемент системы международных отношений государство трансформирует свои порядки под влиянием глобализации, вызывающей новые формы мирового порядка. В отличие от транснационализации, которая в основном свидетельствует о необходимости решения разными

Похожие материалы

Информация о работе