Смысл познания. Основные ступени познания и соответствующие им формы знания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

философия в вопросах и ответах

37. в чем смысл познания? Каковы основные ступени познания и соответствующие им формы знания?

При ответе на этот вопрос воспользуемся библейской мифологемой Древа познания добра и зла.

Сотворив человека, Господь поселил его в райском саду и разрешил есть плоды от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла. Соблазненный змеем, человек нарушил запрет и увидел, что он наг, и устыдился. И был изгнан из рая, и обречен на муки родов и трудов.

Итак, первый акт знания был дан человеку как естественный дар, без усилий познания. Но, вкусив запретный плод знания, человек оказался в состоянии богооставленности, противопоставленности всему остальному творению, отчужденности от Истины.

Человек увидел, что он наг, и устыдился, т. е. он противопоставил себя остальному миру, раздвоился на субъект и объект познания - на того, кто видит, и того, кого видят.

Таким образом, первая позиция познания - отчуждение от мира, Противопоставленность себя миру.

Тем самым человек был «проклят» на познание, т. е. на то, чтобы воссоединиться с миром, а через него - и с Богом.

Познание есть жажда целостности, духовного воссоединения с Творцом и всем остальным творением. Цель познания - снять отчуждение от мира и слиться с миром.

Но это означает, что познание ведет к абсолютному неведению. Для чего человек стремится познать? Для того, чтобы ничего не знать, т. е. не чувствовать себя противопоставленным миру. Если же нет противопоставленности субъекта и объекта, человека и мира, то нет и познания, нет никакой необходимости в знании. Есть только абсолютное неведение, которое есть то же самое, что и абсолютное знание, т. е. полное слияние с миром.

Человек обречен на познание. Познание - проклятье, но и единственное спасение. Ряд проклятий в Библии - аллегория мук (женщине в муках рожать, мужчине в поте лица добывать хлеб свой). Истинное познание должно быть выстрадано любовью и трудом.

Следовательно, познание начинается с мирской жизни. Не случайно, в широком смысле познать друг друга - значит, дать начало новой жизни, т. е. сделать процесс познания непрерывным до полного единения с миром. Чисто интеллектуальное познание появляется позднее, как особая ступень на пути к абсолютному знанию или неведению.

Следующая схема дает представление об основных ступенях познания, а также о соответствующих им формах знания.

Пирамида познания


Литература

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. LLJpu Ауробиндо. Синтез йоги. М., 1993. Ч. 2-4.

38. Что представляют собой субъект и объект познания, а также отношение между ними (интенция)?

Познание возможно благодаря наличию трех моментов:

1) некто познающий, субъект познания (от лат. subjectum - лежащий в основании);

2)  нечто познаваемое, объект познания (от лат. objectum - предмет, лежащий против или перед чем-то);

3)  некоторое отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект - интенция (от лат. intentio - стремление).

Главным свойством субъекта, определяющим возможность познания, является единство познающего Я, т. с. единство ощущения и сознания в процессе познания мира. Отсутствие такого единства означает не только невозможность познания, но и утрату психической, душевной нормы: раздвоение личности, забвение себя и т. д.

Единство познающего Я должно иметь трансцендентальную, т. е. сверхпространственную и сверхвременную, основу. Предметы внешнего


философия а вопросах и ответах_________________________________________________

37. в чем смысл познания? Каковы основные ступени познания и соответствующие им формы знания?

При ответе на этот вопрос воспользуемся библейской мифологемой Древа познания добра и зла.

Сотворив человека, Господь поселил его в райском саду и разрешил есть плоды от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла. Соблазненный змеем, человек нарушил запрет и увидел, что он наг, и устыдился. И был изгнан из рая, и обречен на муки родов и трудов.

Итак, первый акт знания был дан человеку как естественный дар, без усилий познания. Но, вкусив запретный плод знания, человек оказался в состоянии богооставленности, противопоставленности всему остальному творению, отчужденности от Истины.

Человек увидел, что он наг, и устыдился, т. е. он противопоставил себя остальному миру, раздвоился на субъект и объект познания - на того, кто видит, и того, кого видят.

Таким образом, первая позиция познания - отчуждение от мира, противопоставленность себя миру.

Тем самым человек был «проклят» на познание, т. е. на то, чтобы воссоединиться с миром, а через него - и с Богом.

Познание есть жажда целостности, духовного воссоединения с Творцом и всем остальным творением. Цель познания - снять отчуждение от мира и слиться с миром.

Но это означает, что познание ведет к абсолютному неведению

Похожие материалы

Информация о работе