Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования детей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Согласно современным требованиям основу образовательной деятельности, которая выходит за рамки учебных курсов, реализующих государственные образовательные стандарты, составляют дополнительные образовательные программы (или программы дополнительного образования детей). Они отличаются от школьных учебных программ тем, что строятся не на основе утвержденных стандартов (в силу отсутствия таковых в дополнительном образовании детей), а разрабатываются самим педагогом, что, однако не исключает обязательное их соответствие определенным требованиям. В числе таких требований – описание педагогом ожидаемых результатов и способов их проверки («Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484\16).

Как показывает практика, этот раздел вызывает у педагогов наибольшие затруднения. И это связано как с недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке, так и с низким уровнем сформированности диагностико-аналитического компонента профессиональной культуры у значительной части руководителей и педагогов образовательных учреждений. А когда педагоги пытаются использовать механизмы проверки образовательных результатов, нередко это сводится к традиционному выставлению отметок по привычной школьной шкале. Это недопустимо в дополнительном образовании с одной стороны, потому что сюда ребенок приходит добровольно, по собственному выбору, надеется приобрести именно то дело, где в полной мере реализуются его природные возможности. С другой стороны отметка традиционно ассоциируется с когнитивным («знаниевым») параметром и выставляется за определенный уровень знаний по определенному предмету, и тем самым не учитываются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им социальные компетенции, развитие творческих способностей, формирование личностных качеств.

Приступая к разработке механизма анализа эффективности деятельности в дополнительном образовании, необходимо уточнить исходные понятия и основные правила его построения. В педагогических публикациях под эффективностью образовательной деятельности, как правило, понимается действенность, результативность образовательного взаимодействия, способность обеспечить достижение  поставленной цели. Таким образом, содержание результата во многом определяется поставленными целями, а педагогические цели формируются под влиянием социального заказа, в сфере дополнительного образования – это запросы детей, родителей, других образовательных

Похожие материалы

Информация о работе