Нормы словоупотребления. Лексические ошибки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях.

Особая важность соблюдения норм словоупотребления определяется, в первую очередь, необходимостью полного взаимопонимания между воспроизводящим речь и воспринимающим ее.

1.  Для точного словоупотребления требуется знание лексического значения слов и их сочетаемости.

Столкновение в одном ряду несочетаемых слов называется нарушением семантической сочетаемости. Например, такие сочетания слов, как вдохновенное мыло, прикоснуться к порыву, плыть на троллейбусе можно назвать абсурдными, не имеющими смысла.

В речи мы чаще встречаемся с нарушениями лексической сочетаемости. Происходит это из-за небрежности говорящего (пишущего), невнимательности к форме выражения.

2.  Верное словоупотребление предполагает знание и четкое разграничение значений многозначных слов (полисемии). Слово, взятое изолированно, всегда воспринимается в своем основном значении, производные (переносные) значения выявляются в сочетании с другими словами. Обычно даже узкий контекст (словосочетание) проясняет смысловые оттенки многозначных слов: свежие цветы, свежий хлеб, свежий воздух, свежие краски, свежее белье, свежая мысль и т. п.

Писатели находят в полисемии неисчерпаемый источник выразительности речи. Можно построить фразу так, что многозначное слово будет восприниматься одновременно в прямом и переносном значении. Такая игра слов носит название «каламбур», в основе которого лежит комическое переосмысление разных значений слова. В качестве примера можно привести фразы Эмиля Короткого: «Дети - цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться», «Весна хоть кого с ума сведет», «Труднее всего провести время».

В других случаях многозначность слова может стать причиной ошибок, дать повод к неправильному истолкованию фразы. Например: «Врач обошел вторую палату»; «Ребята прослушали объяснение»; «Нужно оставить термин "функциональный стиль"».

3.  Верное словоупотребление предполагает также четкое разграничение омонимов (слов, совпадающих в произношении и написании, но имеющих разное лексическое значение). Незнание омонимов приводит к нарушению точности словоупотребления, к двусмысленности выражения. Смысл предложения «Способные ученики переводятся» неясен, т. к. употребленный в нем глагол может означать «переводятся в следующий класс, в другую школу и т. п.», а может быть воспринят в значении «исчезают, их становится все меньше».

4.  Нередко затруднения в выборе слова связаны с недостаточно четким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов (так называемых паронимов).

Паронимия охватывает различные части речи: одеть - надеть, оплатить — заплатить, подготовить — приготовить, поступок — проступок, истина - истинность, особый ~ особенный, лиричный - лирический и т. д.

Ошибки, вызванные смешением паронимов, весьма часты и встречаются даже в речи людей, хорошо владеющих литературным языком.

5.  Синонимы (слова, близкие или тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской) обогащают язык, делают речь точной, образной, эмоциональной

Похожие материалы

Информация о работе