Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследования малых групп в западной социальной психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПЛАН:

1.  Введение

2.  Основная часть:

а) Определение малой группы и ее границы;

б) Классификация малых групп;

в) Основные направления исследования малых групп в западной социальной психологии;

3.   Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема малой группы наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит па поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа.

Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что проблема малой группы относится к простым в социальной психологии. Прежде всего, подобно тому как этот вопрос обсуждался применительно к большим группам, здесь также весьма остро стоит проблема, какие же группы следует рассматривать в качестве «малых». Иными словами необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и какие ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии?

Для этой цели полезно обратиться к истории изучения малых групп в западной социальной психологии где в силу ряда обстоятельств малая группа стала своеобразным фокусом внимания исследователей. Эти исследования прошли здесь ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е годы XX в., выяснялся вопрос о том, действует л индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно па факте простогоприсутствия других, а сама группа трактовалась прежде всего как этот факт «присутствия»: изучалось не взаимодействие (интсракция) людей в группе, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследований таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если по условиям эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил в социальной психологии название эффекта социальной фацилитации» сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие в ряде случаев и противоположного эффекта — известного сдерживания, торможения действии индивида под влиянием присутствия других

Похожие материалы

Информация о работе